В экспедиции участвовали ретро-самолеты, одному из которых наиболее 70 лет. Низкие скорости и открытые кабины превратили полярное путешествие в суровое испытание.
На четыре тыщи км пути пилоты издержали около 40 часов летного времени. Конечно, труднее всего пришлось историческому фавориту этого каравана. Ранее перелеты на таковых самолетах называли подвигом.
Твердое кожаное кресло и освежающий ветер в лицо. О перелете на таковых самолетах летчикам будет что вспомнить. Весь путь они провели в открытых кабинах, из защитных средств - лишь кожаный шлем и авиаторские очки, а лететь пришлось на раритетных летательных аппаратах.
Во главе исторической эскадрильи - знаменитый биплан По-2. Возраст этого самолета - 70 лет. В войну немцы называли По-2 «кофемолкой» либо «швейной машинкой». В тандеме с По-2 - Як-12. Пилот Александр Андреев объясняет: «Не было целью сделать копию самолета тех времен - просто реплику. Кстати, изображение Сталина на самолетах тоже никогда не рисовали, и по этому поводу было чрезвычайно много трений. Мы просто взяли военную и послевоенную эру и “сложили” все в одно место».
Техника, за какую так переживали, не подвела. Единственное, что омрачает воспоминания от экспедиции - отсутствие удобства. Участник экспедиции Павел Андреев уверен: «С того времени, как на борту поставили туалет, профессия пилота закончила быть героической. Неудобства были соединены лишь с тем, что мы находились в многочасовом перелет в скованном положении. Не было способности встать, размяться».
За восемь дней команда из 9 авиаторов повторила маршрут первооткрывателей Севера. За штурвалами были бывалые пилоты, посреди которых - инструкторы и командиры пассажирских самолетов.
Из Красноярска небесный караван вылетел еще 15 июля. Маршрут перелета пролегал через Енисейск, Тунгуску и Дудинку с остановкой на аэродроме Диксона.
Скорость полета группы - всего 100 км в час, потому что больше не дозволяли способности ведущего самолета По-2. До Диксона долетели за два дня, где и застряли, потому что из-за льдов долго не могли подвезти горючее. Работают самолеты-ветераны как авто - на бензине. Один таковой биплан «съедает» 3,5 литра горючего на километр. На каждой остан
овке - дозаправка и отдых, а приземляться приходилось время от времени в довольно сложных критериях. Летный директор клуба личных пилотов Дмитрий Карнаухов вспоминает: «Частично демонтирована полоса в аэропорту Дудинка - кому-то пригодилось вынуть плиты из нее. Но, слава Богу, самолеты малого тоннажа с задачей совладали, оставшейся полосы им хватает».
На подготовку экспедиции потребовался год. Возвратившись, пилоты уверенно молвят, что они бы желали повторить ретро-перелет.