«РГ» поднимала данную тему в связи с протестами обитателей приморского поселка Славянка против планов строительства мощностей по перегрузке угля в центре населенного пт. Публикация «Загнали в уголь» в номере за 20 июня вызвала большой резонанс, а сама ситуация получила неожиданное развитие.
Депутаты услышали
- Мы получили множество обращений от обитателей Владивостока, Находки, Хасанского района о увеличении концентрации пыли в воздухе в итоге перевалки угля. Виновников штрафуют, процесс временно приостанавливается, но положение не изменяется. Неувязка в том, что уголь перегружают на открытых площадках, практически на пирсах снутри городов. Замеры демонстрируют, что концентрация пыли в воздухе превосходит все нормы. Потому необходимо заниматься перевалкой угля закрытым методом или за пределами населенных пт, - говорит председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательной думы Приморского края Евгений Зотов.
Идентичные трудности появляются и при перегрузке свинцового и цинкового концентратов, глинозема. Рабочая группа из служащих департамента природных ресурсов, управления минюста по Приморскому краю и депутатов подготовила предложения по внесению конфигураций в федеральный закон «О морских портах в РФ» и в отдельные законодательные акты.
Спецы дают закрепить на законодательном уровне, что «перевалка пылящих навалочных грузов обязана производиться лишь с внедрением особых комплексов, оснащенных герметизированным погрузочно-разгрузочным оборудованием и скрытыми складами». Профильный комитет выносит эту законодательную инициативу на голосование. Заседание Закса состоится 31 июля.
Приморские метаморфозы
В месяц с момента публикации в «РГ» ситуация с угольным терминалом в Славянке изменялась пару раз, при этом кардинально.
Проект был представлен на заседании публичного экспертного совета по вербованию инвестиций в Приморский край. Глава ОАО «Международный морской перегрузочный комплекс» Виктор Покотилов сказал про экономический эффект, создание около 500 рабочих мест и будущие налоги. Специалисты положительно оценили проект, но, принимая во внимание публичный резонанс, посоветовали навести его на рассмотрение публичного экспертного совета по экологической сохранности, сохранению окружающей среды и воспроизводству био ресурсов в Приморском крае.
Как заявил член этого совета, заслуженный эколог России Борис Преображенский, он проект еще не лицезрел, ну и избранный орган пока ни разу не собирался.
- Не могу оценивать проект, не видя документации, но сходу желаю огласить: в порту придется делать дноуглубительные работы, означает, там все перебаламутят. А ведь недалеко разводят трепанга. Это несопоставимые понятия - аквакультура и угольный порт, - отметил доктор Преображенский.
Городской комитет Славянского городского поселения решил провести референдум: быть либо не быть угольному терминалу
Практически через недельку один из обитателей Славянки сказал корреспонденту «РГ», что проект рассматривался еще на одном заседании публичного совета по вербованию инвестиций. На этот раз все этот же Покотилов представил перегрузочный терминал, говорил, что он будет закрытым, обещал сделать наиболее 600 рабочих мест со средней зарплатой 50 тыщ рублей за месяц. И в данном случае, речь вроде шла уже не о угле, а о… контейнерах.
А недельку назад возникла 3-я версия того, что все-таки будет выстроено в Славянке. На заседании публичного экспертного совета по транспортной политике края Виктор Покотилов говорил о проекте… зернового комплекса. На это раз он выступил как глава компании «Беркут». О этом сказала газета краевой администрации. По словам 1-го из участников этого заседания, Покотилов признался: инвестор отказался от собственных угольных планов.
- По оценкам профессионалов, недостаток зерна в странах АТР составляет около 6 миллионов тонн и с каждым годом будет возрастать. Пока активными экспортерами на этом рынке выступают США, Канада и Австралия. Экспортный потенциал России оценивается в 30-40 миллионов тонн, но российского зерна в Азии фактически нет, - поведал предприниматель, отметив, что инициатива сотворения зернового терминала в Приморье принадлежит представителям Китая и Монголии. Правда, инвесторами он их именовать не стал.
Такие метаморфозы со специализацией терминала вызывают у обитателей Славянки не удовлетворенность, а недоумение и неверие.
- А быть может, инвестор просто «запутывает следы?», - заявили они корреспонденту «РГ».
Потому население поселка хочет раз и навсегда решить вопросец: быть либо не быть угольному терминалу? Городской комитет Славянского городского поселения принял решение провести референдум. Он пройдет 8 сентября, в процессе его граждане ответят на вопросец: «Вы за запрет строительства терминала по перевалке угля на местности Славянского городского поселения?».
Быть либо не быть
Влияние угля на экономику Приморья, остальных регионов и страны в целом многоплановое, потому и решение возникающих заморочек просит комплексного подхода.
По сообщению Ассоциации морских торговых портов, их грузооборот в первом полугодии 2013 года вырос на 4,7 процента (к соответственному периоду 2012 года). Один из главных драйверов роста - уголь (повышение практически на 15 процентов). На Далеком Востоке грузооборот порта Восточный (98 процентов его грузов - уголь) вырос на 17,3 процента и составил 24,2 миллиона тонн, порта Ванино - на 20,8 процента (до 12,2 миллиона тонн).
Эти характеристики часто и затмевают экологические трудности. Жителям Славянки, может быть, подфартило: для их вопросец о угольном терминале под боком отпал. Зато перед иными населенными пт стоит полностью настоящая угроза: на Далеком Востоке еще как минимум 5 схожих проектов.
В Приморье «Сибирский Деловой Союз» (Кемерово) планирует выстроить терминал в бухте Суходол. Проект - в стадии подготовки проектно-сметной документации, а обитатели близкорасположенных поселков - в панике. Южнокорейская компания и «Росинжиниринг» собираются возвести терминал на мысе Открытый, «Кузбассразрез¬уголь» и «Восточный порт» приступили к третьей очереди угольного комплекса. «Акваресурсы» с партнерами модернизируют «Терминал Астафьева» (на базе Находкинской жестяно-баночной фабрики) для перевалки угля. В Хабаровском крае «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» планирует начать в этом году в Ванине стройку угольного терминала в районе мыса Бурный.
Экологи предупреждают: невзирая на обещания многомиллионных инвестиций, нельзя допускать, чтоб стройку таковых мощностей шло бесконтрольно. Необходимо ужесточить требования к используемым технологиям, чтоб живущие рядом люди не мучались от ухудшения экологической ситуации. И держать в голове, что Далекий Восток - это не только лишь транспортный коридор, но к тому же источник рыбных ресурсов.