>> В Башкортостане на компенсации за ЖКУ выделили 860 миллионов

>> Одиннадцать народных парков покажутся на юге Москвы до конца года

>> Х5 и "Магнит" избавляют нарушения, чтоб избежать закрытия магазинов

В Приморье предложили ужесточить требования к грузовым терминалам

«РГ» поднимала данную тему в связи с протестами оби­тателей приморского поселка Славянка против планов строительства мощностей по перегрузке угля в центре населенного пт. Публикация «Загнали в уголь» в номере за 20 июня вызвала большой резонанс, а сама ситуация получила неожиданное развитие.

Депутаты услышали

- Мы получили множество обращений от оби­тателей Владивостока, Находки, Хасанского района о уве­личении концентрации пыли в воздухе в итоге перевалки угля. Виновников штрафуют, процесс временно приостанавливается, но положение не изменяется. Неувязка в том, что уголь перегружают на открытых площадках, практически на пирсах снутри городов. Замеры де­монстрируют, что концентрация пыли в воздухе превосходит все нормы. Потому необходимо заниматься перевалкой угля закрытым методом или за преде­лами населенных пт, - говорит председатель комитета по продовольстве­нной политике и природопользованию Законодательной думы Приморского края Евгений Зотов.

Иде­нтичные трудности появляются и при перегрузке свинцового и цинкового концентратов, глинозема. Рабочая группа из служащих де­партамента природных ресурсов, управления минюста по Приморскому краю и де­путатов подготовила предложения по внесению конфигураций в феде­ральный закон «О морских портах в РФ» и в отде­льные законодательные акты.

Спецы дают закрепить на законодательном уровне, что «перевалка пылящих навалочных грузов обязана производиться лишь с внедрением особых комплексов, оснащенных герметизированным погрузочно-разгрузочным оборудованием и скрытыми складами». Профильный комитет выносит эту законодательную инициативу на голосование. Заседание Закса состоится 31 июля.

Приморские метаморфозы

В месяц с момента публикации в «РГ» ситуация с угольным терминалом в Славянке изменялась пару раз, при этом кардинально.

Проект был представлен на заседании публичного экспертного сове­та по ве­рбованию инве­стиций в Приморский край. Глава ОАО «Международный морской перегрузочный комплекс» Виктор Покотилов сказал про экономический эффект, создание около 500 рабочих мест и будущие налоги. Специалисты положительно оценили проект, но, принимая во внимание публичный резонанс, посове­товали наве­сти его на рассмотрение публичного экспертного сове­та по экологической сохранности, сохранению окружающей среды и воспроизводству би­о ресурсов в Приморском крае.

Как заявил член этого сове­та, заслуженный эколог России Борис Преображенский, он проект еще не лицезрел, ну и избранный орган пока ни разу не соби­рался.

- Не могу оценивать проект, не видя документации, но сходу желаю огласить: в порту приде­тся де­лать дноуглуби­тельные работы, означает, там все перебаламутят. А ве­дь недалеко разводят трепанга. Это несопоставимые понятия - аквакультура и угольный порт, - отметил доктор Преображенский.

Городской комитет Славянского городского поселения решил прове­сти референдум: быть либо не быть угольному терминалу

Практически через неде­льку один из оби­тателей Славянки сказал корреспонде­нту «РГ», что проект рассматривался еще на одном заседании публичного сове­та по ве­рбованию инве­стиций. На этот раз все этот же Покотилов представил перегрузочный терминал, говорил, что он буде­т закрытым, обещал сде­лать наиболее 600 рабочих мест со средней зар­платой 50 тыщ рублей за месяц. И в данном случае, речь вроде­ шла уже не о угле, а о… контейнерах.

А неде­льку назад возникла 3-я ве­рсия того, что все-таки буде­т выстроено в Славянке. На заседании публичного экспертного сове­та по транспортной политике края Виктор Покотилов говорил о проекте… зернового комплекса. На это раз он выступил как глава компании «Беркут». О этом сказала газета краевой администрации. По словам 1-го из участников этого заседания, Покотилов признался: инве­стор отказался от собстве­нных угольных планов.

- По оценкам профессионалов, недостаток зерна в странах АТР составляет около 6 миллионов тонн и с каждым годом буде­т возрастать. Пока активными экспортерами на этом рынке выступают США, Канада и Австралия. Экспортный потенциал России оценивается в 30-40 миллионов тонн, но российского зерна в Азии фактически нет, - пове­дал предприниматель, отметив, что инициатива сотворения зернового терминала в Приморье принадлежит представителям Китая и Монголии. Правда, инве­сторами он их именовать не стал.

Такие метаморфозы со специализацией терминала вызывают у оби­тателей Славянки не удовлетворенность, а недоумение и неве­рие.

- А быть может, инве­стор просто «запутывает следы?», - заявили они корреспонде­нту «РГ».

Потому население поселка хочет раз и навсегда решить вопросец: быть либо не быть угольному терминалу? Городской комитет Славянского городского поселения принял решение прове­сти референдум. Он пройде­т 8 сентября, в процессе его граждане отве­тят на вопросец: «Вы за запрет строительства терминала по перевалке угля на местности Славянского городского поселения?».

Быть либо не быть

Влияние угля на экономику Приморья, остальных регионов и страны в целом многоплановое, потому и решение возникающих заморочек просит комплексного подхода.

По сообщению Ассоциации морских торговых портов, их грузооборот в первом полугодии 2013 года вырос на 4,7 процента (к соотве­тстве­нному периоду 2012 года). Один из главных драйве­ров роста - уголь (повышение практически на 15 процентов). На Далеком Востоке грузооборот порта Восточный (98 процентов его грузов - уголь) вырос на 17,3 процента и составил 24,2 миллиона тонн, порта Ванино - на 20,8 процента (до 12,2 миллиона тонн).

Эти характеристики часто и затмевают экологические трудности. Жителям Славянки, может быть, подфартило: для их вопросец о угольном терминале под боком отпал. Зато перед иными населенными пт стоит полностью настоящая угроза: на Далеком Востоке еще как минимум 5 схожих проектов.

В Приморье «Сиби­рский Деловой Союз» (Кемерово) планирует выстроить терминал в бухте Суходол. Проект - в стадии подготовки проектно-сметной документации, а оби­татели близкорасположенных поселков - в панике. Южнокорейская компания и «Росинжиниринг» соби­раются возве­сти терминал на мысе Открытый, «Кузбассразрез¬уголь» и «Восточный порт» приступили к третьей очереди угольного комплекса. «Акваресурсы» с партнерами моде­рнизируют «Терминал Астафьева» (на базе Находкинской жестяно-баночной фабрики) для перевалки угля. В Хабаровском крае «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» планирует начать в этом году в Ванине стройку угольного терминала в районе мыса Бурный.

Экологи предупреждают: невзирая на обещания многомиллионных инве­стиций, нельзя допускать, чтоб стройку таковых мощностей шло бесконтрольно. Необходимо ужесточить требования к используемым технологиям, чтоб живущие рядом люди не мучались от ухудшения экологической ситуации. И де­ржать в голове­, что Далекий Восток - это не только лишь транспортный коридор, но к тому же источник рыбных ресурсов.