Директор по развитию компании «Культбытстрой» Антон Глушков сказал «ДК», что необходимо делать, чтоб быть удачным подрядчиком.
Когда рынок на подъеме, на него стремятся зайти новейшие игроки, возрастает конкурентнсть, а с ней - предложения, услуг, продуктов, скидок и др. Таковой была красноярская строительная ветвь до 2008 г. От прежних критерий работы не осталось и следа. Число организаций сократилось, при всем этом оставшиеся расширили сферы деятельности. К примеру, компания «Культбытстрой» - одно из больших строй компаний городка - в критериях недостатка новейших площадок обязана была наниматься на проекты остальных застройщиков, чтоб обеспечить для себя нужный размер работ. Это выручило компанию от экономических заморочек, позволило сохранить штат служащих. На данный момент заработать на строй подрядах может лишь игрок с большими оборотами и наработанными партнерскими связями.
Поменялось почти все
По оценке Антона Глушкова, в Красноярске около 2-ух 10-ов компаний-застройщиков. Крупная тройка: «Монолитхолдинг», «Сибиряк» и «Культбытстрой». Они сформировывают наиболее 30% красноярского строительного рынка. Они же являются наикрупнейшими генподрядными организациями. Генподрядные компании так именуемого второго эшелона: «Сибагропромстрой», «СибЛидер», «Омега», «Енисейлесстрой» и др. приблизительно равны по размерам работ, но в наименьшей степени нацелены на подрядные работы. Состав главных игроков на рынке не поменялся за крайние годы, а вот условия работы для подрядчиков претерпели суровые конфигурации.
- Почти все считают, что с началом строительства какого-то объекта формируется команда субподрядчиков, которые участвуют в объявленном тендере. Наверняка, в эталоне так и обязано быть, но в реальности так происходит изредка. Основная причина - сложившаяся система отношений с субподрядчиками, и способы расчета с ними. Это не постоянно средства.
Заместо средств - бартерные схемы?
На данный момент бартера де-юре не существует, расчет происходит в валютной форме. Но принимается за условную единицу квадратный метр. Не считая того, когда начинается проект, трудно сделать для него оперативно какое-то комплексное предложение, ежели ты не так давно работаешь. Так как хоть какой объект имеет свою специфику. В-3-х, сейчас красноярский застройщик оплачивает объект подрядчику по факту выполнения работ, и непринципиально чем - квадратными метрами либо рублями.
Как обменялся в ближайшее время рынок подрядных работ?
Маленьким компаниям стало тяжело существовать на рынке. Даже добропорядочным маленьким организациям не под силу иметь нужный размер оборотных средств, чтоб выполнить попорядку поначалу за собственный счет. Это могут для себя дозволить лишь большие застройщики. Генподрядчик обязан завлекать большой размер средств на покупку и подготовку земляных участков под стройку, на проектирование и др. Ему необходимо эти опасности размывать. Делается это, обычно, за счет субподрядных организаций: нанимаются компании, которые выполняют работы, после этого получают условные квадратные метры жилища и продают их. Факт оплаты, кассовый разрыв от выполнения работ до получения средств, в среднем составляет 6 месяцев. Не считая того, заказчики традиционно комплектуются под ключ, т.е. субподрядчик должен произвести авансовые платежи поставщикам, чтоб получить в срок комплектующие. Другими словами, юный организации, у которой не наработана система отношений с заказчиками, придется в этих критериях неописуемо трудно. К тому же, большим застройщикам тяжело поменять субподрядчика на каждом объекте, проще иметь неизменных, уже проверенных партнеров. Все это приводит к значительному укрупнению рынка субподрядных услуг, на данный момент в Красноярске в основном работают лишь подрядчики с большими размерами выполняемых работ. По сути, эти компании кредитуют генподрядчиков. Это веяние рынка.
А есть ниши для малеханьких компаний, которые не заняты?
Ежели игрок желает зайти в подрядный бизнес, он должен работать в чрезвычайно узеньком секторе, который не просит огромных издержек. Так как, когда застройщику необходимо выполнить маленькие работы: установить пожарную систему либо вентиляцию, какие-нибудь неповторимые счетчики в инженерных сетях и т.д., за эти сервисы строй компании готовы заплатить сходу. Это не чрезвычайно огромные суммы. Как раз в такие ниши можно входить. Но повторюсь, ежели компания дает общестроительные работы, отделочные, сантехнические, электрические, благоустройство дворов и др., то на данный момент, без огромного собственного капитала, без заемных средств, на рынке Красноярска в качестве подрядчика работать серьезно нереально.
В этих узкоспециализированных нишах существует конкурентнсть?
Есть игроки, но их мало, что полностью объяснимо. Для таковых бизнесов огромного размера работ нет, к тому же, чтоб отлично осваивать эти сегменты, необходимо осознавать их специфику. Тяжело открыть такую компанию, взяв в банке кредит на 5 млн руб. Необходимы 10-ки миллионов, квалифицированные спецы и дорогостоящее, требующее нередкого обновления оборудование. Да, для таковых компаний нет отсрочки по платежам, но есть этот входной минимум, без которого на рынок не зайти.
Какую роль играет репутация подрядчика?
Сейчас красноярские заказчики закончили перебирать субподрядчиков, все опираются на уже сложившиеся лучший. Из серии «от добра добра не ищут». Ежели организация не подводила по срокам, по качеству работ, всех устраивала существующая система взаиморасчетов, то с таковыми партнерами работают и по иным объектам. Субподрядчики изредка изменяются.
Выходит, что конкурентнсть на рынке меж субподрядчиками отсутствует, основное завязать нужные контакты?
Нет. Это не так. На данный момент хоть какой застройщик сознательно посреди партнеров-подрядчиков устраивает внутреннюю конкурентную борьбу. Все соображают: когда ты работаешь с одним контрагентом, это риск. Тем паче, ежели на различных объектах трудятся различные компании, заказчику проще. Есть возможность регулировать загрузку объектов, наличие конкуренции влияет на эффективность работ. Каждый красноярский заказчик имеет, обычно, более 2-ух проверенных субподрядчиков, и время от времени пробует работать с юными организациями, которые заходят на рынок, стараются закрепиться на нем и заинтересовывают своими предложениями.
Что же это все-таки за предложения, на что «клюют» на данный момент застройщики?
По-прежнему, принципиальна стоимость. Но она не стала быть основным фактором в принятии решений. На 1-ый план вышло или новое качество работы, или новейшие схемы оплаты. Всем застройщикам необходимы рассрочки, все растягивают средства, как могут. А ежели растет качество -генподрядчик получает наиболее конкурентоспособный продукт, что тоже важно для его реализации.
Как строителю выгодно работать с субподрядчиками?
Длительное время числилось, что чем больше работ генподрядчик выполняет без помощи других, тем рентабельнее у него выходит бизнес. На данный момент ситуация поменялась. Что выигрывает заказчик, когда дает работу подрядчикам? 1-ое, необходимо меньше оборотных средств. 2-ое, любые работы подразумевают коллектив, а это означает, неизменная загрузка и своевременная зарплата. Когда их обеспечивает подрядчик, естественно, это выгодно. При этом, не только лишь заказчику, да и подрядчику. К примеру, мы монтажная организация. Чтоб загрузить предприятие, необходимо, чтоб было, где монтировать. У субподрядчика нередко бывает, что бригада жутко загружена полгода, а позже ей нечем заняться. Как у застройщика есть две главные субподрядные организации, так и у подрядчика существует, как минимум, два заказчика. Сиим можно обеспечить ритмичность работ.
В ожидании масштабных строек
На данный момент на красноярском строительном рынке сложилась увлекательная ситуация. Ежели до кризиса 2008 г. цены на квартиры двигали ввысь сами застройщики, то на данный момент стоимость кв. м диктует спрос. По-прежнему, больше всего нужно удобное жилище класса эконом, дорогие квартиры продаются с трудом.
- Сейчас застройщики задумываются не как в 2008 г.: «Как реализовать?», а «Как понизить издержки?». Это важнее. Кто сделает дешевле, у того не будет заморочек с продажами. Почти все считают, что строители получают 100% прибыли от объекта, по сути, на данный момент застройщики есть за счет огромных оборотов, а прибыли невелики. Все большие красноярские строй компании вышли на оборот наиболее 1 миллиардов руб. в год, примерная норма прибыли составляет 7%. Время от времени, чтоб обеспечить себя работой, компания идет на нулевую доходность. Очередной выход - работать с госзаказом, как делает, а именно, «Культбытстрой». Ни краевой, ни городской бюджет не дают заработать ни копейки прибыли, зато по качеству постоянно завышенные требования, проверки прокуратуры, надзорных инстанций. Совсем неблагодарная работа. Но зато она дает ритмичную загрузку компании и обеспечивает бесперебойное движение средств на объект. Выиграть тендер, пусть с нулевой рентабельностью либо даже отрицательной, это все таки дешевле, чем брать кредит в банке.
Пару лет назад, когда застройщикам не выдавали участки под стройку, работа в качестве подрядчика стала спасением для «Культбытстроя». Что поменялось с тех пор?
Мы посчитали, что наилучшая стратегия - диверсификация. Основная прибыль формируется, когда ты выступаешь как заказчик, строишь собственные дома. Но загрузку предприятию дают генподряды, подряды и госзаказы. Стараемся, чтоб у нас в ранце было все. Кризис 2008 г. показал, что мы выдержали благодаря большому пакету заказов краевых и городских властей, по которым получали бесперебойную оплату. На данный момент у нас есть свои земляные участки, где мы выступаем заказчиками, но работаем мы с ними аккуратненько. Пришло осознание, что лучше постоянно держать в резерве часть собственных проектов. Основной размер работ около 30-40% - это посторонние заказы. Стараемся никому не отказывать, а в ценность ставим сохранение собственных земляных участков. И мы по-прежнему остаемся на госзаказе, на их приходится 10-15% всех работ «Культбытстроя». Это типичная страховка, и также элемент политики, статуса компании.
Какие новейшие большие площадки под стройку дискуссируются на данный момент в Красноярске?
Основная тенденция - реновация промзон под площадки для жилищного строительства. На данный момент вместе с органами местного самоуправления дискуссируется несколько территорий. Совещания по сиим вопросцам идут раз в две недельки, власть отыскивает вариант, чтоб от данной для нас инициативы выиграли все: и муниципалитет, и застройщик, и собственники жилища, которое подпадает под развитие этих территорий. Уже есть несколько готовых проектов, о которых можно говорить серьезно. К примеру, реновация «Красноярского завода комбайнов». Земляной участок «КЗК» уже купила «Сибиряк». Это настоящий, практически готовый проект, с перспективой строительства 6-7 лет. Через пару-тройку лет увидим, как серьезно начнет преображаться это место. 2-ой участок - прошлый завод «Сибсталь». Прошли слушания, будет выдвинут проект планировки. Там пробуют сделать зону активности микрорайона, чтоб он мог существовать автономно, чтоб там были и места занятости людей, и сфера обслуживания, и социальные объекты, и досуг. 3-ий микрорайон, о котором стоит говорить, - Мясокомбинат. Эта площадка уже застраивается и будет развиваться в наиблежайшие годы. Мясокомбинат увлекателен тем, что на данный момент на его местности городской земли фактически не осталось, все в личной принадлежности. Социальную инфраструктуру по договоренности с властями будет строить застройщик за собственный счет. Эти объекты позже будет выкупать город. На данной площадке выстроено уже четыре жилых дома, на данный момент воздвигается еще 5, в последнее время четыре дома получат разрешение на стройку. Ежели говорить о нашем проекте в этом районе, мы решили сконцентрироваться на новеньком продукте - удобном низкоэтажном жилище. Это не ИЖС, а дома по типу послевоенных сталинских микрорайонов - 2-3этажные, с большой вольной территорией, наличием бесплатной стоянки автотранспорта.
Участок мы приобрели у фонда Бровермана при содействии фонда Жилищного строительства, на понятных и правильных критериях: чем скорее строим, тем меньше платим, это прописано в договоре аренды. Согласно проекту, 60% площадей, которые мы должны возвести - это соц жилище. Коллеги смотрят за нашим тестом, ежели у нас получится, мы станем первопроходчиками в масштабное низкоэтажное стройку. В чем могут быть задачи? Платежеспособный спрос есть, что построим - все продадим, но такие проекты требуют огромного порога вхождения. К примеру, чтоб выстроить 1-ый дом, необходимо на инженерные сети издержать 1 миллиардов. руб. Первую прибыль получим, построив 50% микрорайона. Означает, этот млрд мы должны или занять, или изъять из оборота, и заморозить на 5-6 лет. В этом основной риск. Непонятно, что за это время произойдет с рынком, млрд необходимо растянуть так лет. И с сиим на данный момент ничего не сделаешь, рыночные условия таковы: не осталось местности, где можно выстроить один домик и уйти.
Не так давно в Красноярск пришел большой федеральный игрок - компания «СУ-155». Ждете обострения конкуренции?
«СУ-155» не камикадзе. Они могут зайти и существовать в Красноярске, но необходимо иметь в виду, что наш рынок уже сформирован, порог вхождения в него чрезвычайно высочайший. Требуются колоссальные вложения для массивного старта.
Естественно, мы смотрим за «новичком», но ему все равно необходимо начать с земляного участка. Пройдет время, до того как он сумеет что-то предложить популяции, а пока он не соперник. Быстрее, напротив, стратегия таковых организаций, как «СУ-155», не предугадывает становления своей производственной базы, основное - грамотная служба заказчика. Они приобретают землю, согласовывают проект, продают квартиры, а строй работы делают субподрядные организации. Так что, быть может они к тому же нас работой обеспечат, и остальных подрядчиков.
Юлия Спирина
ДОСЬЕ
Антон Глушков
Директор по развитию компании «Культбытстрой», Председатель Совета некоммерческого партнерства «Саморегулируемая компания строителей Красноярского края»
Родился в 1978 г. в Красноярске.
Образование:
2000 г. - окончил факультет экономики КГУ;
2002 г. - окончил юридический факультет КГУ.
Карьера:
1999-2000 гг. - красноярское региональное отделение ФСС РФ, специалист-ревизор;
2000-2003 гг. - научный сотрудник «Красноярского НИИ геологии и минерального сырья»;
с 2003 г. - директор по развитию компании «Культбытстрой».
Заслуги: кандидат экономических наук.
Хобби: реставрация каров.
Домашней положение: женат, воспитывает отпрыска.