Личные инвесторы могут быть привлечены к финансированию Транссиба, заявил президент Владимир Путин. «Очевидно, что принципиальные планы обновления Транссиба потребуют не только лишь значимых муниципальных инвестиций, да и массового притока личного капитала», произнес Путин, напомнив о принципиальной задачке по вербованию инвесторов в большие инфраструктурные проекты (цитата по «Интерфаксу»). «Прошу правительство по итогам нашего обсуждения приготовить подробный план-график дальнейших шагов по проекту», добавил он.
Проект финансирования Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба дискуссируется уже более одного года. Прошлой в осеннюю пору премьер-министр Дмитрий Медведев поручал правительству проработать вопросец заключения концессионных соглашений «на отдельные участки» жд инфраструктуры, в том числе БАМа и Транссиба. О итогах выполнения поручения Медведева непонятно. В весеннюю пору премьер отдал другое поручение: выделить из бюджета 260 миллиардов руб. на расширение БАМа и Транссиба. Тогда же РЖД представила в правительство схему расчета стоимости расширения магистралей 562 миллиардов руб. (годом ранее монополия оценивала проекты в 918 миллиардов руб. в ценах 2011 г.). Это прирастит пропускную способность жд инфраструктуры магистралей до 71-73 млн т (на данный момент она 16-18 млн т)
В июне, во время Петербургского экономического форума, президент Владимир Путин заявил, что из Фонда государственного благосостояния (ФНБ) будут профинансированы три проекта, посреди которых Транссиб. Но топ-менеджеры РЖД заявили, что проекты развития БАМа и Транссиба неокупаемые и вернуть вложенные средства будет нельзя.
Срок окупаемости БАМа и Транссиба 55 лет, наибольший срок окупаемости для проектов ФНБ 20 лет. Распоряжение правительства о управлении средствами ФНБ разрешает Минфину до 50% средств фонда держать в акциях, но Минфин инвестирует в большей степени в гособлигации. РЖД предлагала схему финансирования на паритетных началах из бюджета и ФНБ. Но из бюджета на БАМ и Транссиб можно выделить максимум 40-50% (110-130 миллиардов руб.), убеждал федеральный чиновник. В итоге правительство тормознуло на варианте: 40% (110 миллиардов руб.) из бюджета, 60% (150 миллиардов руб.) из ФНБ, сказал «Ведомостям» источник, близкий к РЖД.
Как сказал в пятницу министр транспорта Максим Соколов, общий размер средств на модернизацию БАМа и Транссиба одобрен в объеме 562 миллиардов руб. до 2018 г., включая 150 миллиардов руб. из ФНБ. Средства ФНБ для развития восточного полигона будут реализованы как привилегированные акции РЖД, добавил он.