Эти проекты стоимостью в 562 млрд рублей станут наикрупнейшими в истории современных стальных дорог России.
В пятницу опосля совещания у президента РФ Владимира Путина, как и подразумевало агентство «Прайм», были официально озвучены объемы и механизмы получения РЖД госсредств на модернизацию БАМа и Транссиба, пропускные возможности которых исчерпаны и требуют расширения. Но, открывая заседание, глава страны поручил правительству на конкурсе выбрать независящего денежного консультанта для оценки окупаемости проектов и приготовить подробный план-график их реализации.
Президент РЖД Владимир Якунин в ближайшее время подвергался бессчетным провокациям и нападкам, включая разосланный от имени пресс-службы правительства липовый пресс-релиз о его отставке, публикацию инфы о принадлежащей ему шикарной даче в Подмосковье и пост оппозиционера Алексея Навального о несоответствии расходов главы госмонополии доходам. Сам Якунин связывал это с будущим принятием решений о выделении средств на масштабные инфраструктурные проекты.
Независящие подсчеты
Состояние жд инфраструктуры Восточной Сибири и Далекого Востока на данный момент не отвечает потребностям роста рынка перевозок. По данным РЖД, это соединено с тем, что в крайнее десятилетие направление грузопотоков в РФ сместилось на восток из-за завышенного спроса на отечественное сырье в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и сначала в Китае. Инвестирование 562 млрд рублей дозволит к 2020 году прирастить размер вывоза грузов на 40%, либо на 55 миллионов тонн, по сопоставлению с показателем 2012 года.
Вдоль БАМа и Транссиба находятся 10-ки многообещающих угольных и железорудных месторождений. Размер перевозок с их в 2012 году составил около 58 миллионов тонн. К 2020 году он, как ожидается, вырастет до 113 миллионов тонн. Перевозки грузов на подходах к Приморскому краю через семь лет могут достичь 95 миллионов тонн.
На данный момент по Транссибу перевозится в год около 110 миллионов тонн. В основном это внешнеторговые грузы. Но с началом активного вывоза с указанных месторождений и из портов, также с ростом транзитного потока БАМ и Транссиб в их сегодняшнем состоянии просто не управятся.
РЖД для наиболее веского обоснования инвестиций в проекты по развитию БАМа и Транссиба ранее подготовили актуализированную генсхему развития ж/д сети до 2020 года. Но Путин в пятницу заявил, что нужно детально структурировать схему модернизации БАМа и Транссиба, просчитать окупаемость проекта и возвратность инвестиций. К данной работе он предложил привлечь независящего денежного консультанта, который на конкурсной базе должен быть избран правительством России.
Министр транспорта Максим Соколов позже заявил журналистам, что проекты модернизации БАМа и Транссиба будут изготовлены к 2014 году. Их подготовка оценивается в 25 млрд рублей.
Нужно конкретно проработать обсуждаемые проекты и оценить вероятные последствия для экономики в деньгах, при тех либо других сценариях развития ситуации, согласен вице-президент «Покровки Финанс» Алексей Вязовский. «Мы разделяем точку зрения, что таковой оценкой обязана заниматься независящая структура, финансово не заинтересованная в том либо ином варианте решения», - отметил он.
Привилегированные РЖД
Дискуссия о выделения муниципальных средств на реконструкцию БАМа и Транссиба велась пару лет. Размер нужных инвестиций в развитие инфраструктуры Дальневосточного региона по консервативному варианту оценивался в 562 млрд рублей, из которых РЖД до 2018 года вложит 302 млрд рублей. От страны монополия подразумевала получить около 260 млрд рублей.
Путин в летнюю пору на ПМЭФ заявил о выделении на финансирование инфраструктурных проектов, в том числе Транссиба, 450 млрд рублей из ФНБ на возвратной базе. Министр транспорта по итогам совещания у Путина в пятницу сказал, что одобрены средства на модернизацию БАМа и Транссиба в объеме 562 млрд рублей до 2018 года, включая 150 млрд рублей возвратных средств ФНБ и 110 млрд рублей в виде прямых экономных инвестиций. Таковым образом, РЖД получат на проекты ожидаемые средства.
До нынешнего дня оставался неизвестным механизм получения муниципальных средств. РЖД в различное время давали несколько вариантов. Крайний был таковой: ФНБ покупает акции РЖД и возвращает для себя средства опосля приватизации компании. Дивиденды будут обслуживать средства вровень с мультипликативным эффектом. Таковой вариант, пояснял «Прайму» источник в РЖД, связан с сверхдлинным сроком окупаемости проектов.
Соколов уточнил в пятницу, что РЖД, как предполагается, выпустят привилегированные акции на 150 млрд рублей, а ФНБ будет растрачивать на их по 50 млрд рублей раз в год в 2014-2016 годах. Но для этого нужно еще поменять законодательство и утомившись РЖД. Уставный капитал РЖД на данный момент состоит лишь из обычных акций. По словам министра, на начальном шаге «префы» могут обеспечить доходность 2-3%, но в целом она обязана оказаться не ниже инфляции.
Аналитик Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» считает, что, инвестируя в привилегированные акции средства ФНБ, правительство гарантирует некую доходность по сиим инвестициям. «Скорее всего, в уставе будет зафиксировано правило выплаты дивидендов в определенном размере от незапятанной прибыли (возможно, в интервале 5-10%). В то же время могу представить, что потом эти акции могут быть предложены инвесторам в рамках IPO. При этом размещение акций на IPO обязано будет пройти по стоимости выше цены покупки акций ФНБ», - добавил он.