В пятницу президент Владимир Путин провел совещание, посвященное «реконструкции и модернизации» Транссиба. Он отметил, что за крайние 5 лет размер грузовых жд перевозок в направлении дальневосточных портов России вырос на 55%, до 110 млн т в год. «Но перегрузка на сеть возросла до максимума, на трассе возникли так именуемые узенькие места»,-- добавил президент, потому и принято решение комплексного развития Транссиба. Он уточнил, что параллельно с модернизацией данной нам магистрали нужно вкладываться в БАМ.
Президент выделил, что проекту нужен «строгий бизнес-план и реалистичная финансово-экономическая модель», при всем этом «вопросы тарифов многообещающих грузоперевозок, их размер и направления должны быть понятны уже на шаге планирования». Он предложил выбрать на конкурсной базе денежного консультанта, хотя традиционно правительство доверяло расчетам самого ОАО РЖД. «Одна из наших основных задач - привлечь инвесторов в большие инфраструктурные проекты,-- объяснил Владимир Путин.-- Чтоб инвесторы приняли такое решение, они должны знать главные характеристики проектов. Тут все обязано быть прозрачно: ожидаемый операционный поток, объемы и источники финансирования, также условия вербования средств, в том числе из ФНБ». Президент уточнил, что вокруг магистралей обязана развиваться «сопутствующая инфраструктура»: новейшие энергоблоки, подъездные пути, порты и т. д.
Общий размер вложений в проект, как заявлялось еще в апреле, составит 562 миллиардов руб., из которых 302 миллиардов вложит сама монополия. Но вчера президент совсем утвердил механизм вложения других 260 миллиардов. Из их 110 миллиардов ОАО РЖД получит в виде прямой экономной инвестиции в уставный капитал. Еще 150 миллиардов руб. компания в 2014-2016 годах получит из ФНБ - эти средства будут вложены в привилегированные акции монополии. «Для этого пригодится поменять законодательство и утомившись РЖД»,-- уточнил министр транспорта Максим Соколов по итогам совещания. По его словам, доходность инвестиций прогнозируется на уровне 2-3%. «В предстоящем эти акции могут быть переданы и постороннему инвестору»,-- добавил министр, подтвердив информацию «Ъ» о том, что возвратность средств ФНБ, скорее всего, обеспечат через продажу пакета в рамках приватизации 25% ОАО РЖД опосля 2016 года (см. «Ъ» от 4 июля).
На данный момент уставный капитал ОАО РЖД составляет 1,88 трлн руб. На средства ФНБ акции будут приобретаться по номиналу, молвят источники «Ъ». Речь может идти приблизительно о 7% уставного капитала. Номинальным держателем пакета практически наверняка будет Росимущество. Есть вариант с ВЭБом, но он труднее и востребует значимых конфигураций нормативной базы.
На средства ФНБ купят конкретно привилегированный пакет, так как для их можно установить завышенные дивиденды, отличающиеся от тех, которые платятся по обычным акциям. Это обеспечит доходность для фонда на применимом уровне. «Размер прибыли ОАО РЖД, не превосходящий 10 миллиардов руб., не дозволит компании платить применимые для фонда на весь уставный капитал, потому родилась мысль с привилегированным пакетом»,-- объяснил источник «Ъ». С 2003 года наибольшие дивиденды ОАО РЖД были 3,98 миллиардов руб. за год.
Лена Сахнова из «ВТБ Капитала» именует решение о привилегированных акциях «логичным», но лицезреет в нем опасности исходя из убеждений будущей приватизации ОАО РЖД. «Инвесторы могут попросить скидку на пакет, у которого нет права голоса»,-- объясняет аналитик. По ее мнению, возможна конвертация этих акций в простые накануне приватизации, или же ОАО РЖД придется гарантировать инвесторам длительные высочайшие дивиденды.
Евгений Ъ-Тимошинов