Экономика тормознула за крайние два месяца Минэкономразвития зафиксировало нулевой помесячный рост. Правительство готовится использовать имеющиеся валютные резервы, а Центробанк и Минфин уже приступили к валютной накачке, в июне предоставив банкам 1 трлн руб. (около 1,5% ВВП) доборной ликвидности, подсчитали в Morgan Stanley. В прошедший четверг правительство одобрило предложенный Минэкономразвития пакет стимулирующих мер (кредиты, субсидии, госгарантии, в том числе с внедрением средств фонда государственного благосостояния), в пятницу вложение 150 миллиардов руб. средств ФНБ и 110 миллиардов руб. экономных средств в привилегированные акции РЖД, которая на эти средства приступит к развитию БАМа и Транссиба.
Ранее президент Владимир Путин заявлял, что в три инфраструктурные мегастройки (Центральная кольцевая автодорога, Транссиб и скоростная жд магистраль Москва Казань) будет вложено 450 миллиардов руб. из ФНБ; позже чиновники не исключали, что на стройки быть может ориентировано до половины средств фонда, т. е. наиболее 1 трлн руб. (из 2,8 трлн руб. размера фонда около 670 миллиардов руб. расположены на депозитах Внешэкономбанка со времен крайнего кризиса).
В ЦМИ Сбербанка посчитали, как отразится на росте экономики вложение заявленных президентом средств из ФНБ в инфраструктуру. Вложение всех 450 миллиардов руб. может привести к повышению номинального ВВП на 250-850 миллиардов руб. в течение 4 кварталов, а настоящие темпы роста могут ускориться на 0,4-1,4 процентного пт. 1-ая цифра развилки посчитана исходя из статистического анализа по докризисному временному интервалу, а 2-ая вышла по методике, применяемой для оценки влияния госрасходов на экономику США. В среднем госрасходы в развивающихся странах наименее эффективны, чем в развитых, так что вторую цифру можно считать завышенной. Но в кризис влияние госрасходов возрастает, потому первую цифру можно счесть заниженной: потенциальные темпы России опосля кризиса сократились с 5-6 до 3-4%, и влияние госрасходов обязано быть выше.
В среднем, считают в ЦМИ, средства ФНБ посодействуют убыстрить рост экономики на 0,9 п. п. в течение первого года. После этого эффект равномерно затухает в среднем за 20 лет добавка росту выходит в 0,12 п. п. Ежели утроить размер госвложений, то в 1-ый год можно достигнуть ускорения на 1,9 п. п., а со второго по двадцатый лишь на 0,14 п. п.
Оценки охарактеризовывают средний эффект роста госрасходов на национальную экономику, но у каждого проекта могут быть свои индивидуальности влияния на экономику в целом, оговаривают исследователи.
К схожим выводам пришли в Центре развития Высшей школы экономики, где анализировали влияние роста госрасходов на экономический рост. По расчетам Натальи Акиндиновой из Центра развития, рост госрасходов на 1% ВВП убыстрит экономический рост на 0,7 п. п. в 1-ый год, на 0,3 п. п. во 2-ой и на 0,2 п. п. в 3-ий, потом эффект исчезает; чтоб опираться на такую политику, необходимо наращивать госрасходы раз в год.
Про недостаточную эффективность госрасходов всем все понятно, но это не повод отрешаться от госинвестиций, тем паче когда они способны отдать толчок всей экономике, настаивает чиновник финансово-экономического блока. Идею больших инфраструктурных проектов, призванных в том числе активизировать личные инвестиции, активно продвигало Минэкономразвития, пугая стагнацией и рецессией; новейший министр Алексей Улюкаев в целом подход поделил. Говоря о стимулах, он предложил не фокусироваться на «традиционно упоминаемых мерах», связанных с низким качеством институтов, а концентрироваться на денежно-кредитной поддержке экономики и бизнеса: понижение используемых мощностей и начавшийся рост безработицы молвят о том, что в экономике возник разрыв меж фактическим и потенциально вероятным темпом роста. Остановка роста на сей раз не связана с ценами и спросом на нефть России угрожает длительная стагнация, понижаются все характеристики ВВП кроме доходов населения, да и они награда роста госрасходов, потому что доходы растут за счет увеличения зарплат бюджетникам, объяснил Улюкаев.