В интересах России договориться умиротворенно, не доводя дело до суда, разъясняет завкафедрой интернациональных экономических организаций и европейской интеграции НИУ «Высшая школа экономики» Владимир Зуев. Правда, предполагаемый компромисс, как молвят остальные специалисты, может привести к увеличению цен на авто.
Пока подробностей о том, как идут консультации, практически нет. «Переговоры носили и будут носить конфиденциальный характер», - цитирует ИТАР-ТАСС евро источника. По его словам, «стороны выложили и услышали позиции друг друга», они «нацелены на достижение взаимоприемлемого результата». Говорить о вероятных итогах переговоров преждевременно, произнес собеседник агентства.
Но договариваться все равно нужно. Ежели делу дадут ход в суде, это может обернуться неприятностями для российских экспортеров. «Против их могут быть использованы штрафные санкции, завышенные пошлины на продукцию, - уточняет Зуев. - К примеру, на сталь». Инструментарий, который быть может задействован в отношении страны-нарушители, достаточно широкий. Шансы договориться до суда есть, большая часть споров в ВТО решается конкретно так, говорит Зуев.
Правомерность введенного прошлой в осеннюю пору утилизационного сбора Евросоюз, напомним, опротестовал в ВТО сначала июля. Европейцы считают его дискриминационным. К ним примкнули также США, Китай, Япония и Украина. Их не устраивает, что импортеры платят сбор «живыми» средствами, а местные производители дают гарантии по утилизации и практически экономят средства. По оценкам европейских профессионалов, в итоге российский автопром получает преференции наиболее чем на 3 млрд евро в год.
Для европейцев применимым быть может распространение на российских производителей тех же правил, которые есть для иностранцев, подразумевает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Но не исключено, что машинки из-за этого подорожают. На стоимости привезенных из других стран авто введение сбора фактически не сказалось, признает Удалов: импортеры компенсировали его понижением маржи. Тем паче им было надо конкурировать с российскими производителями. У российского автопрома маржа маленькая, средства компаниям на выплату сбора брать кое-где нужно. Сбор на самые ходовые машинки - 27 тыщ рублей, говорит Удалов. И, вероятнее всего, эту сумму производители попробуют получить с потребителей.
Вообщем, может быть, для российских компаний будут приниматься компенсирующие меры, размышляет Удалов: это быть может поддержка из бюджета, налоговые льготы. Очередной вариант - уменьшение размера утилизационного сбора и для российских, и для импортируемых авто, или, например, его понижения для всех новейших машин и сохранение прежних ставок для старенькых, говорит эксперт. Это разумно, так как сам смысл сбора - уменьшить импорт подержанных каров. «Я думаю, ЕС против такового расклада возражать не будет», - комментирует Удалов. Когда-то ввоз подержанных машин доходил до 450 тыщ единиц в год. Сейчас юрлица старенькые авто практически не везут, в общей трудности в страну ввозится всего несколько 10-ов тыщ подержанных машин.