Бишкек, 1 августа. В Бишкеке большая часть личных маршруток - переделанные грузовые «Газели». В микроавтобусах не постоянно есть поручни и ремни сохранности. Как следствие, даже незначимая трагедия заканчивается суровыми травмами Корреспондент «МИР 24» Егор Орлов рискнул проехать в таком автобусе.
Местные обитатели прозвали старенькые маршрутки «гробами на колесах». Ездить в их опасно, но приходится, так как автобусов чрезвычайно не достаточно.
«Есть такие маршрутки, которым издавна пора на свалку, а они людей возят. Не много того, что дороги никуда не годные, к тому же маршрутки вот-вот развалятся», - говорит пассажир Тамара Прошина.
На самом деле это бывшие грузовые микроавтобусы 20-ти, а то и 30-летней давности. Местные умельцы под пассажирские переделывают их сами - ставят кресла в салон, вырезают в корпусе окна. Бывает, что в таковой малеханькой личной маршрутке можно высчитать лишь пару-тройку сидений, остальное место - для стоящих, так больше людей поместится. О сохранности пассажиров, естественно, и речи не идет.
«В 90-х годах, когда СССР развалился, не осталось заводов, выпускающих пассажирский транспорт. Было надо решать делему пассажирских перевозок. Не только лишь по городку Бишкек, да и по всей республике. Вот они и получили право переоборудовать грузовики под пассажирский транспорт», - объясняет начальник отдела технического надзора ГУБДД Турусбек Абдыжапаров.
Водители оправдываются - на новейшие машинки средств нет, а семьи подкармливать нужно. Владимир Дмитриев и совсем утверждает: сохранность пассажиров зависит сначала от мастерства шофера, а уже позже от кара. Собственный старенький автобус он держит в чистоте, повсевременно смотрит, чтоб все работало исправно.
«Я думаю, ничего ужасного, мы скорость не превышаем, по городку ездим 40-50 км, за город выезжаем - там 70-80, больше не едем, стараемся быть осторожнее», - отмечает шофер Владимир Дмитриев.
В ГАИ с публичным автохламом борются, как могут. Переоборудование уже запрещено, техосмотр стал куда строже. У тех, кто не смотрит за состоянием машинки, отбирают лицензии на извоз. Но снять с маршрутов все старенькые авто нереально.
По статистике раз в год в ДТП в Кыргызстане гибнет около 700 человек. 20% из их - пассажиры смертельных маршруток. Не так давно ДТП с ролью маршрутки вышло под Иссык-Кулем. Шофер маршрутного такси вылетел с трассы и врезался в дерево. Погибли 14 человек, некие до этого времени находятся в больнице.