Продажа актива угрожает монополии потерей контроля над транзитом газа в Калининград. Но оценка толики «Газпрома» в Amber Grid может затянуться, огромного рыночного спроса на нее аналитики не ожидают, из-за этого и отчуждение может затянуться.
Сегодняшние акционеры компании Amber Grid, которая обладает литовской ГТС, опосля октября последующего года «более не сумеют контролировать это предприятие и управлять им», заявил в интервью радиостанции Ziniu radijas министр энергетики Литвы Ярослав Неверович. Условия реализации акций, объяснил министр, зависят от их собственников, на данный момент с ними на этот счет идут переговоры.
С 1 августа Amber Grid выделена из компании Lietuvos dujos, которая ранее занималась импортом, транспортировкой, транзитом и продажей газа конечным потребителям. Но в июле 2011 года в Литве был принят новейший закон «О природном газе», куда были внедрены положения Третьего энергопакета ЕС, предусматривающие разделение Lietuvos dujos по видам деятельности.
«Газпрому» в Lietuvos dujos принадлежит 37,1%, германской E.ON Ruhrgas - 38,9%, государству - 17,7%, маленьким личным акционерам - 6,3%. На данной момент структура акционеров Amber Grid таковая же, но к октябрю 2014 года «Газпром» и E.ON Ruhrgas должны реализовать свои акции. Литва избрала более твердый вариант разделения, согласно которому поставщики газа в страну не могут владеть толиками в ее ГТС, припоминает старший аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Мария Белова.
«Газпром» пробовал противостоять разделению, предлагая Литве скидку на газ в размере 20% и настаивая на неприемлемости отчуждения активов административными мерами. Сохранить контроль над литовской ГТС «Газпрому» принципиально для воплощения транзита газа в Калининград, молвят источники «Ъ». Вчера в монополии не комментировали ситуацию.
«Газпром» заполучил 37% в Lietuvos dujos в 2004 году, заплатив около €50 млн. Сама Литва не станет выкупать долю «Газпрома», вероятнее всего, ему будет предложено выставить ее на рынок, считает госпожа Белова. Покупателями, отмечает она, могут выступить европейские пенсионные фонды, которые активно инвестируют в европейские ГТС, соглашаясь на невысокую норму рентабельности, большим производителям это не надо. Но могут появиться задачи с оценкой актива, у каждой из сторон она будет своя, это чревато судебными разбирательствами и затягиванием процесса отчуждения.
Миша Серов; Владимир Водо, Вильнюс