РЖД дискуссирует с греческой компанией Gek Terna совместное роль в приватизации основного жд оператора Греции TrainOSE, сказал президент ОАО Владимир Якунин. «Мы ведем сотрудничество с греческим правительством, изучаем обстановку, ведем сотрудничество с одной из больших греческих компаний, которая в том числе строительством занимается, Gek Terna», - произнес глава РЖД. Ранее вероятным партнером российского жд монополиста называлась Copelouzos Group.
Греческое агентство по приватизации HRADF 12 июля объявило о начале интернационального тендера на продажу 100% акций компании TrainOSE.
На приватизацию в наиблежайшие три года госактивов на сумму около 50 миллиардов евро и непопулярные меры по сокращению бюджетников власти страны были обязаны пойти опосля масштабного денежного кризиса, по итогам которого сумма скопленного госдолга Греции превысила 260 миллиардов евро.
Жд оператор TrainOSE был основан в 2005 году как дочерняя компания Hellenic Railways Organisation (OSE). В 2008 году компания выделилась в отдельное юрлицо, но подвижной состав остался в принадлежности OSE. Приватизационная схема подразумевает постепенный переход всей компании в личные руки. Процесс приватизации жд оператора пройдет в два шага. На первом инвесторы должны заявить о интересе, на втором - представить обязывающие денежные предложения. 1-ый шаг заканчивается 16 сентября. В тендере на покупку TrainOSE могут участвовать компании с капиталом наиболее 100 млн евро и фонды с капиталом более 200 млн евро. В случае роли в составе консорциума толика главенствующего участника обязана составлять более 34%.
По данным греческих СМИ, не считая РЖД к греческой транспортной компании проявляют энтузиазм также французские, германские и южноамериканские компании. TrainOSE интересуются, а именно, французская SNCF, китайская COSCO, итальянская Trenitalia и германская Deutsche Bahn AG. Вероятная оценка жд оператора официально не именуется. Ранее РЖД называло стартовую стоимость в 30 млн евро.
По договору с греческим правительством правительство обязано вложить в оператора 250 млн евро за 5 лет. Не считая этих 50 млн евро ежегодных поступлений, TrainOSE обладает рядом объектов недвижимости общей стоимостью порядка 110 млн евро, отмечает греческое издание ekathimerini.
Очередной симпатичный нюанс для грядущего собственника компании - не так давно подписанный договор с китайской Cosco и американской компанией Hewlett Packard о строительстве полосы, связывающей порт Иконио в Пирее и хаб Фриасио в западной Аттике (Элевсинский залив).
Новейший жд проект может сделать предпосылки для того, чтоб Пирейский порт стал принципиальным транзитным центром. Как предполагается, благодаря комбинированной перевозке морским и жд методом транспортировка продуктов из Греции в Центральную и Юго-Восточную Европу сократится на 10 дней.
Но российские специалисты отмечают, что текущее финансовое положение РЖД не содействует вложению средств за рубежом.
«В период сокращения инвестпрограммы и недостатка средств на нее, также сокращения издержек, в том числе на персонале, вкладывать средства в греческого траспортного оператора совсем нецелесообразно, - рассуждает Игорь Николаев из ФБК. - Ждать возврата средств в среднесрочной перспективе не приходится».
Недостаток инвестпрограммы РЖД до 2020 года составляет практически 2 трлн рублей. ОАО рассчитывает получить 300 миллиардов рублей до 2015 года из Пенсионного фонда через выпуск инфраструктурных облигаций, 260 миллиардов рублей обязано поступить из бюджета, также компания рассчитывает занять 400 миллиардов рублей. Незапятнанная прибыль российского транспортного оператора по российским эталонам бухгалтерского учета за 1-ое полугодие сократилась наиболее чем в 4 раза - до 8,2 миллиардов рублей.
По мнению гендиректора InfraNews Алексея Безбородова, РЖД, в случае приобретения толики в операторе, кроме фактически инвестиций придется потратиться на административные расходы по управлению греческой компанией. Не считая того, масштабы бизнеса TrainOSE невелики: практически это субсидируемая правительством компания, а подавляющая часть грузоперевозок в Греции осуществляется автотранспортом, замечает он. По данным TrainOSE, ее ежегодные перевозки составляют 4500 тонн грузов и 15 млн пассажиров. (Для сопоставления: перевозки грузов РЖД в прошедшем году составили 1,4 миллиардов тонн. - «Газета.Ru»). Выручка греческой компании в прошедшем году составила 83,3 млн евро.
Якунин в марте докладывал журналистам, что у РЖД есть заинтересованность в участии в приватизации жд оператора и портов в Греции. При всем этом глава российского монополиста отмечал, что компания планирует оплачивать вероятные приобретения за счет заемных средств.
Позже, в июне, он сказал, что ОАО дискуссирует возможность роли в приватизации греческих активов в составе консорциума с греческими и западными компаниями. Кроме TrainOSE жд монополия может поучаствовать в приобретении порта Thessaloniki (стоимость 100 млн евро) и ремонтной компании Rosco (стоимость10 млн евро).
Ранее российский «Газпром» отказался от роли в приватизации греческой газовой компании DEPA.
Ольга Алексеева