Доработка проекта закона о гарантировании прав застрахованных лиц в системе неотклонимого пенсионного страхования (ОПС) близится к завершающему шагу. По инфы «Ъ», вчера состоялось еще одно межведомственное заседание по этому вопросцу. Обсуждавшаяся на нем финальная концепция законопроекта обязана в течение одного-двух дней быть согласована профильными ведомствами, «положена на бумагу» и представлена первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
Как поведали «Ъ» источники, знакомые с ходом обсуждения, в итоге подход к гарантированию пенсионных средств может смотреться последующим образом. «По аналогии с законом о страховании вкладов в банках на уровне новейшего закона будут прописаны общие подходы к роли НПФ в системе гарантирования пенсий,- говорит один из собеседников “Ъ”.- А именно, в законе будут установлены группы характеристик, по которым будет оцениваться достаточность денежной стойкости НПФ для вхождения в эту систему и нахождения в ней, а порядок их расчета, мотивированные значения и требования к их соблюдению будут установлены потом нормативными актами ЦБ».
Для пенсионных фондов новейшие требования могут обернуться повышением бухгалтерской перегрузки. Источники «Ъ» на пенсионном рынке указывают, что для больших НПФ это некритично: у их и так есть довольно большой аппарат, сотрудники которого занимаются отчетностью, мониторингом мотивированных характеристик и т. п. Но большинству фондов, отмечают собеседники «Ъ», придется провести суровое расширение штата. К этому же в перспективе перехода под мегарегулирование ЦБ начинают готовиться и брокерские компании.
Главные характеристики, за которыми придется смотреть НПФ для роли в системе страхования скоплений, по сведениям «Ъ», пока разделяются на три группы. Высококачественные характеристики для фондов предлагается установить во многом по аналогии с банками, указывают источники «Ъ». Это требования по достоверности отчетности и наличию системы управления рисками. Количественные характеристики (имущество, активы и результаты инвестирования пенсионных средств) в силу специфичности деятельности НФП будут только частично похожи на банковские и отчасти будут взяты из уже работающего законодательства и нормативной базы.
Так, в качестве показателя имущества в будущих нормативных актах ЦБ быть может применено малое значение ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности НПФ, аналог капитала у банков; малое значение для фондов, привлекающих скопления, установлено на данный момент на уровне 100 млн руб.). Вопросцы с оценкой активов и показателями, позволяющими оценить результаты инвестирования пенсионных средств, остаются открытыми. «Особенно беря во внимание, что главный для НПФ вопросец способности разнесения убытков по счетам застрахованных лиц так пока не решен»,- отмечают собеседники «Ъ». «Критерием оценки денежной стойкости НПФ для роли в фонде страхования скоплений целенаправлено было бы считать сначала настоящую структуру его инвестдекларации. Формально по закону НПФ, к примеру, может до 60% скоплений держать в акциях, но понятно, что, за редчайшими исключениями, на падающем рынке никто так не делает. У ФСФР есть данные о текущей структуре среднего инвестпортфеля НПФ, и фонды с критичным отклонением от этого показателя можно было бы считать проводящими очень рискованную политику»,- говорит исполнительный директор НПФ «КИТ Финанс» Антон Шпилев.
Крупная конкретика покажется в осеннюю пору - опосля внесения и принятия рамочного законопроекта Госдумой. Вообщем, по инфы «Ъ», значительно число характеристик финустойчивости НПФ навряд ли расширится. Логика в том, что ежели система гарантирования прав пожилых людей в системе ОПС будет вводиться с 2015 года, то к новеньким суровым требованиям у пенсионных фондов просто не будет времени приготовиться.
Светлана Ъ-Дементьева, Иван Ъ-Кузнецов