«Уралсиб» избавляется от огромных корпоративных клиентов, поведали «Ведомостям» два банкира и менеджер компании заемщика банка. «К нам за крайний месяц обратились три клиента из Уралсиба это отличные заемщики, исправно обслуживающие долг», говорит управляющий банка из топ-50.
Несколько месяцев назад «Уралсиб» предупредил этих клиентов, что не будет продлевать им кредитные полосы. «Как объяснил клиентский менеджер, банк делает больший упор на розницу, так как это наиболее доходно», произнес сотрудник одной из таковых компаний.
По словам управляющего 1-го из банков, в месяц ему позвонило «несколько главных клиентских менеджеров «Уралсиба», желающих перейти совместно с клиентской базой.
«Банк проводит целенаправленную политику по увеличению доходности кредитного ранца увеличивает долю розничного ранца, также осуществляет постепенное замещение больших кредитов в корпоративном ранце на наиболее доходные кредиты среднему и малому бизнесу», заявил представитель «Уралсиба».
Он подчеркивает, что замещение происходит естественным методом: «За крайние три года банк никогда не инициировал преждевременного гашения корпоративных кредитов». Погашаемые «в плановом порядке» большие кредиты будут замещаться займами региональным клиентам.
Толика розничных кредитов в ранце банка в этом году обязана вырасти до 44%, показывает представитель банка, поясняя, что средневзвешенная доходность розничного ранца на 4-5 процентных пт выше доходности корпоративного ранца (см. врез).
Эти 4-5 пт важны для банка. В июле агентства Moodys и Fitch снизили рейтинг «Уралсиба», объяснив это продолжающимся ослаблением капитализации банка из-за убытков и существенного изъятия капитала акционером.
В 2010-2012 гг. банк направил на выплату дивидендов и благотворительность наиболее 14% собственных средств. С учетом убыточности банка это привело к понижению достаточности капитала первого уровня до 9,4% к 2013 г. с 13,7% 2-мя годами ранее, указывали аналитики Moodys. В мае «Уралсиб» объявил дивиденды еще на 0,5 миллиардов руб. на фоне умеренной прибыльности «это показывает на то, что подход акционера не обменялся, и на его поддержку [банка] мы не закладываемся», говорит аналитик Fitch Александр Данилов.
Он связывает трансформацию бизнеса «Уралсиба» с необходимостью пополнять капитал за счет увеличения прибыльности. Но есть риск: сначала могут уйти отличные заемщики, а в ранце останутся клиенты наиболее низкого свойства, предупреждает Данилов.
По оценке Fitch, корпоративные проблемные и реструктурированные кредиты на начало 2013 г. составляли соответственно 10,7 и 4% ранца «Уралсиба» и были зарезервированы приблизительно на 70%.
Розничное кредитование потенциально наиболее доходное, показывает Данилов, но в этом секторе на данный момент скапливаются опасности, качество заемщиков понижается не ясно, как оправданной окажется стратегия «Уралсиба».
«Розничный бизнес увлекателен почти всем, мы тоже считаем его одним из приоритетных направлений, говорит директор по стратегическому развитию Промсвязьбанка Алексей Илющенко. Возврат на капитал тут около 30% против 20% по корпоративному кредитованию, уровень риска тоже смотрится наиболее привлекательно за счет маленьких сумм и огромного числа заемщиков, розничный портфель наиболее стабилен».
В крайние несколько лет почти все банки растут в основном за счет розницы, но при всем этом все стараются поддерживать базу корпоративных клиентов, удивляется стратегии «Уралсиба» топ-менеджер «дочки» иностранного банка: «Видимо, Уралсиб не может для себя это позволить».