В июле АвтоВАЗ сумел реализовать на внутреннем рынке только 37,5 тыс. каров, это на 20,3% меньше, чем в аналогичном периоде 2012 года, говорится в размещенном в пятницу сообщении компании. С учетом экспорта падение чуток ниже: продано 41,6 тыс. машин, на 19% меньше, чем годом ранее. Отрицательную динамику продаж АвтоВАЗ указывает уже 5-ый месяц: за семь месяцев понижение на внутреннем рынке составило 11,3% (до 264,2 тыс. каров), а с учетом экспорта - 8,6% (до 305,8 тыс.). Но июльское падение оказалось более приметным за этот период, ранее самый резкий спад продаж на внутреннем рынке у АвтоВАЗа случился в мае - на 18%, а с учетом экспорта наибольшее понижение было в июне - на 16%.
Как и в прошедшем месяце, понижение коснулось в основном старенькых моделей. Реализации остатков Lada Kalina первого поколения на российском рынке в июле сократились вчетверо, до 2,6 тыс. каров. Реализация Lada Priora свалилась наиболее чем в два раза, до 4,8 тыс. машин, Lada 4×4 - на 19%, до 3,4 тыс. каров. Неплохую динамику продолжает демонстрировать Lada Granta, реализации которой выросли в 1,6 раза, до 14,5 тыс. машин. Реализации запущенного только в июле прошедшего года универсала Lada Largus по сопоставлению с предшествующим месяцем выросли на 0,5%, до 5,3 тыс. каров. Но в июне реализация Largus падала на 4,7% по отношению к маю из-за заморочек с получением девайсов от иностранных поставщиков.
АвтоВАЗ объясняет, что падение продаж соединено с общей ситуацией на рынке (по данным Ассоциации евро бизнеса, в первом полугодии реализации легковых каров и LCV в России снизились на 6%, до 1,3 млн машин), что сначала отражается на низкобюджетном секторе. На объеме продаж также сказываются низкий спрос на издавна выставленные на рынке модели и прекращение производства в апреле Lada Kalina первого поколения, которая ранее была одной из самых продаваемых моделей. При всем этом на АвтоВАЗе обычно замечают, что понижение предвидено планом развития и восполнить это завод хочет повышением производства Largus и Kalina второго поколения, реализации которой в июле составили 1136 каров.
В компании считают, что повысить реализации поможет запущенная в июле госпрограмма льготного кредитования, согласно которой базисная процентная ставка по автокредитам на покупку каров стоимостью до 750 тыс. руб. сократится на 5,5 процентного пт (2/3 от ставки рефинансирования ЦБ, составляющей 8,25%). Но Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что льготные кредиты несильно воздействую на реализации АвтоВАЗа. По мнению аналитика, заводу нужно скорее избавляться от плохо продающихся старенькых моделей. «Никто не желает брать Priora, когда есть наиболее новенькая Granta»,- говорит он.
Роман Ъ-Кондратьев