Вчера президент ОАО РЖД Владимир Якунин в Екатеринбурге сказал, что «слышал» о вероятной продаже группой «Сумма» Зиявудина Магомедова собственного пакета (23,7%; по неофициальным данным - около 25%) в «Трансконтейнере». Государь Якунин выделил, что пока не может огласить да либо нет, так как «таких обращений» не получал, но ежели за пакет предложат «разумную стоимость, то будем разговаривать».
Представитель «Суммы» от комментариев отказался. Источник, близкий к компании, объяснил «Ъ», что «потенциальная возможность» реализации пакета «существует», но этот вопросец «глубоко и серьезно не прорабатывался». По его словам, группа пока не начинала ни с кем на рынке официальных переговоров и «не получала никаких предложений о продаже». Источники «Ъ» на рынке также ничего не слышали о «официальной оферте» от «Суммы», но подтвердили, что компания «рассматривает» возможность реализации акций «Трансконтейнера» и, может быть, «анализирует рынок», проводя «неофициальные переговоры».
Слухи о том, что «Сумма» может реализовать акции «Трансконтейнера», возникли в июне, опосля подписания соглашения меж ОАО РЖД, казахской «Казахстан темир жолы» и Белорусской стальной дорогой о разработке Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). В нее будет внесен принадлежащий ОАО РЖД контрольный пакет акций «Трансконтейнера», который вначале планировалось приватизировать («Сумма» была основным претендентом на актив). Председатель совета директоров «Суммы» Зиявудин Магомедов говорил тогда, что окончательное решение о судьбе актива станет ясным, опосля того как определятся «контуры архитектуры» ОТЛК.
Источники «Ъ» на рынке отмечают, что реализовать пакет «Трансконтейнера» «по факту реально» только ОАО РЖД либо структурам, близким к ней. «Впрочем, пакет на теоретическом уровне может купить в интересах РЖД какой-нибудь большой госбанк»,- считает один из собеседников «Ъ».
«Трансконтейнер» занимает около 50% рынка контейнерных перевозок по стальной дороге в РФ. Контрольный пакет принадлежит ОАО РЖД; 9,2% - у ЕБРР; 8,5% - у НПФ «Благосостояние». Подконтрольной «Сумме» группе FESCO принадлежит 23,7%; наиболее 5% - у иных миноритариев. Всего на бирже торгуется 18,69% акций. Выручка в 2012 году - $1,1 миллиардов, незапятнанная прибыль - $164 млн.
Глава «Infoline-Аналитики» Миша Бурмистров согласен, что для «Суммы» отсутствие способности консолидировать контрольный пакет «Трансконтейнера» в связи с передачей его в ОТЛК «делает нецелесообразным сохранение пакета». Он добавляет, что «долговая перегрузка FESCO на данный момент чрезвычайно высока - незапятнанный долг $960 млн, его отношение к EBITDA - 3,5» и для действенного развития бизнеса в секторе контейнерных и интермодальных перевозок нужно сокращать долг. По мнению профессионала, стоимость пакета «Трансконтейнера» будет на уровне рыночной стоимости и «вряд ли превзойдет 11 миллиардов руб.». Он подчеркивает, что ОАО РЖД не планирует давать оферту миноритариям, а не считая монополии остальных претендентов на пакет, вероятнее всего, не будет. При всем этом купить пакет может, к примеру, близкий к ОАО РЖД НПФ «Благосостояние».
Лена Садовская из RMG считает, что сделка может состояться по текущей рыночной стоимости. По ее мнению, «решение “Суммы” о продаже, вероятнее всего, стало вынужденным» - компания заложила 20,3% акций «Трансконтейнера» в банках по займу для покупки группы FESCO.
Егор Ъ-Попов, Екатеринбург; Елизавета Ъ-Кузнецова