В итоге по итогам года ритейлер показал рост по всем денежным показателям (в том числе получил чистую прибыль), а позже, в первый раз за 5 лет, выплатил дивиденды своим акционерам.
О том, в котором направлении сейчас движется ритейлер и с чем планирует выходить на IPO, в интервью корреспонденту агентства «Прайм» Янису Мадни сказал генеральный директор «Детского мира» Владимир Чирахов.
- Владимир, по итогам 2012 года ваша компания в первый раз за крайние пару лет показала прибыль. Как удалось достигнуть такового результата?
- Сначала, за счет усиленных мер по увеличению эффективности ряда бизнес-процессов и сокращения ряда расходов. В том числе, пришлось уменьшить значительную долю персонала в кабинете, урезать компенсации топ-менеджерам, отрешиться от еще ряда неэффективных расходов. Огромную роль в реализации мер сыграла, конечно, поддержка со стороны акционера.
- Акционеры на годовом собрании приняли решение навести на выплату дивидендов по итогам 2012 года около 420 миллионов рублей, другими словами фактически 90% незапятанной прибыли. Есть ли у компании определенная дивидендная политика?
- Да, политика есть, и решение акционеров не противоречит ей. Дивиденды не выплачивались пару лет, но сейчас бизнес вышел на положительную динамику, в этом году планируется удвоение незапятанной прибыли, потому такое решение полностью разумно.
- Есть ли у вас прогноз по развитию компании на текущий год?
- У нас очень принципиальные планы, включающие открытие более 40 новейших магазинов «Детский мир» и 10 магазинов ELC и выручку на уровне 37 млрд рублей (в 2012 году размер продаж составил 27,8 млрд рублей - прим.). Кстати, бюджет в части выручки и EBITDA мы уже перевыполняем. И, как я уже произнес, планируем чистую прибыль по итогам года более 900 миллионов против 456 миллионов рублей год назад.
- Ранее вы озвучивали несколько другие планы относительно развития сети ELC.
- Мы планировали развивать под брендом «ELC - Центр ранешнего развития» как самостоятельные магазины, так и корнеры (в формате shop-in-shop) в магазинах сети «Детский мир». И эти планы не поменялись. В этом году уже открыто 24 корнера, до конца года планируем довести их число до 50. Таковым образом, к концу 2013 года ELC будет насчитывать 80 торговых точек и в формате корнеров их будет значительно больше, чем самостоятельных магазинов.
- Опосля приобретения сети ELC в прошедшем году изменили ли как-либо вектор развития?
- Конструктивно - нет, но сейчас ELC представлен за пределами столичного региона и в целом темпы развития сети ускорились.
- А во сколько сделка обошлась по приобретению данной для нас сети? Ранее аптечная сеть 36,6 озвучивала, что за собственный 50%-ый пакет от вас получила 242 миллиона рублей. Другими словами за всю сеть заплатили 484 миллиона рублей?
- Не готов это комментировать.
- Говоря о планах развития, не собираетесь ли выходить на рынки остальных государств СНГ (на данный момент, не считая России, «Детский мир» находится на рынке Казахстана - прим.) Каковы ваши планы по развитию в Казахстане?
- В наиблежайшие годы выходить в остальные страны СНГ мы не планируем, нашей целью на данный момент является повышение толики на рынках России и Казахстана: мы лицезреем еще довольно высочайший потенциал роста на рынках присутствия.
- А какие у вас толики на рынках России и Казахстана?
- В России наша толика находится на уровне 7%. Оценить наше присутствие в Казахстане пока трудно, потому что мы вышли на этот рынок в конце 2011 года, и на данный момент там работают всего 5 магазинов.
- Как планируете развиваться дальше в Казахстане?
- Вообщем, в планах более 15 объектов, но пока мы работаем в Казахстане в режиме опции - анализируя потребительские индивидуальности населения, формируем товарную матрицу, тестируем торговые технологии. Думаю, что в наиблежайшие 2-3 года при условии получения положительного опыта и соответственном развитии инфраструктуры мы подойдем к данной для нас цифре.
- Планируете ли выходить в этом году в новейшие регионы РФ?
- На нынешний день география работы сети довольно широкая - практически 100 городов, и в этом году основной вектор развития будет ориентирован на повышение числа магазинов в регионах присутствия.
- Каковой размер капитальных вложений на этот год?
- Капитальные вложения запланированы на уровне 700 миллионов рублей. Это чуток меньше, чем в 2012 году, когда они были на уровне 860 миллионов рублей. Но план быть может скорректирован с учетом объективной ситуации на рынке - ежели покажутся новейшие достойные внимания площадки, то раскроется больше магазинов.
Но у нас есть намерения прирастить расходы на капвложения в связи с решением о реконструкции старенькых магазинов: почти все из их не ремонтировались пять-семь лет. В первый раз за длительное время мы начали проводить ремонт магазинов, а это, кроме расходов на сам ремонт, к тому же отражается на потере выручки, прибыли, пока магазин не работает.
- Собираетесь отремонтировать все магазины?
- В наших планах на этот год 5 таковых магазинов. Но к концу года утвердим новейший концепт магазинов, в согласовании с которым будем открывать новейшие магазины и поболее массово перестраивать действующие.
- А что содержит в себе этот новейший концепт?
- Он еще не утвержден, потому говорить рано. Но скажу, что магазины «Детский мир» будут намного удобнее, технологичнее.
- Стоит ждать приобретений в этом году?
- В текущее время можем говорить только о том, что завершили выкуп собственной 25% толики у Сбербанка.
- Давайте побеседуем про IPO. В июне вы упоминали, что планируете его проведение ее ранее 2015 года, говоря о подходящей конъюнктуре рынка, как о главном факторе. Как обязана смотреться благоприятная рыночная конъюнктура?
- Выход на IPO издавна планировался акционерами. Но, чтоб это стало вероятным, нужно было прирастить темпы роста бизнеса, выйти на прибыльность. По нынешней ситуации можно предсказывать размещение не ранее 2015 года, но немаловажны и наружные причины: состояние рынка, его динамика роста, к примеру.
- Есть ли представление, какой обязана быть капитализация «Детского мира» к моменту проведения IPO?
- Да, есть, но одной из целей IPO как раз является оценка капитализации «Детского мира».
- На что будут ориентированы средства от IPO?
- Средства будут ориентированы на развитие: продолжение экспансии компаний, входящих в группу, сделки M&A, внедрение новейших технологий и т.д.
- В весеннюю пору текущего года в совет директоров компании вошли главы компаний Sela и Ralf Ringer - Борис Остроброд и Андрей Бережной. Какую цель преследовали, приглашая их?
- Мы определили себе несколько главных компетенций в плане развития: эффективность бизнеса, развитие e-commerce, повышение толики продуктов под своей торговой маркой (СТМ - прим.). В связи с сиим опыт этих членов совета директоров чрезвычайно нужен.
- Поведайте поподробнее о развитии направления СТМ?
- Это одно из приоритетных направлений. На данный момент СТМ показывают отличные реализации в таковых категориях, как игрушки, одежда, обувь, крупногабаритные продукты (коляски, детская мебель и т.д.). В планах повышение толики СТМ в товарах для новорожденных, в канцелярии и творчестве.
- А какую долю продукты СТМ занимают в выручке «Детского мира» по итогам 2012 года?
- В среднем, 20%. На нынешний у нас порядка 20 собственных брендов евро свойства - это непревзойденно сбалансированный портфель. Такое количество оправдано тем, что мы желаем увеличивать долю СТМ, но при всем этом оставаться мультибрендовым магазином.
- А в котором состоянии находится направление интернет-торговли?
- Динамика хорошая, выше плановых характеристик: рост по итогам 2012 года - наиболее 100%. Но пока толика интернет-торговли в выручке составляет наименее 1%. Планируем далее развиваться в этом направлении и увеличивать объемы продаж.
- Вы участвовали в разработке Стратегии развития промышленности детских продуктов. Как считаете, настоящи ли планы, озвученные в рамках стратегии: по понижению толики контрафактной продукции, повышению толики российских производителей, по размеру инвестиций, и что необходимо, чтоб стратегия заработала?
- Планы полностью настоящие, ежели будут соблюдены изложенные в Стратегии условия для развития промышленности. Не считая того, к проекту были привлечены специалисты рынка - действующие игроки и от торговли, и от производителей. У «Детского мира» есть полностью определенные ожидания от Стратегии, к примеру, кластер разработки марок либо логистический комплекс.
- Какова толика российских продуктов в магазинах «Детского мира»?
- Соотношение российских и иностранных продуктов - 18% к 82%. В наиблежайшие годы в согласовании со Стратегией мы планируем увеличивать долю отечественной продукции.
- Чего же не хватает отрасли детских продуктов в современной России, и сможете отдать прогноз по рынку на текущий год либо наиболее отдаленную перспективу?
- В крайние годы рост рынка детских продуктов составлял порядка 10% раз в год. Повышение его размеров продолжится, но темпы роста, по нашим прогнозам, будут понижаться.