Участники оформят имеющиеся договоренности и расширят сотрудничество. Специалисты считают, что отсутствие громких событий отчасти компенсирует программа конференций, а общий размер контрактов окажется не меньше, чем в процессе МАКС-2011, другими словами $10 миллиардов, при этом посреди их на этот раз будут и военные.
Во вторник в подмосковном Жуковском раскрывается 11-й авиасалон МАКС-2013, который продлится до 1 сентября. Организаторы ожидают наиболее 1 тыс. участников, из которых 277 - из 43 стран. Заметим, что в крупнейшем из схожих мероприятий - в парижском Ле-Бурже - в июле приняли роль наиболее 2 тыс. компаний из 44 государств. В прошлом МАКСе два года назад участвовали 842 компании, в том числе 220 - из 40 остальных стран.
Деловая программа тоже все еще уступает забугорным авиасалонам. Как поведали «Ъ» участники МАКСа, в области гражданской авиации главные контракты будут соединены сначала с уже имеющимися договоренностями.
Представитель лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) сказал, что планируется перевести в твердые контракты соглашение с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» о покупке 20 самолетов SSJ-100 и 22 МС-21, подписанное в Ле-Бурже. Может быть, ИФК заключит предварительное соглашение с российским заказчиком о поставке 2-ух самолетов Ан-148.
Компании «Иркут» и «ВЭБ-лизинг» должны подтвердить соглашение о намерениях на приобретение 30 МС-21 ($2,5 миллиардов в каталожных ценах) и подписать с авиакомпанией «ИрАэро» жесткое соглашение на 10 МС-21, анонсированное в Ле-Бурже. «Сбербанк-лизинг» также планирует договориться с российскими заказчиками о поставке самолетов.
Один из участников МАКСа сказал «Ъ», что будет закрыта сделка меж холдингом «Инжиниринг» (включает «Сибирь Техник», «С7 Инжиниринг», АТБ «Домодедово») и чешской компанией Let по покупке прав и оборудования на создание 5 модификаций двухместного тренировочного планера Blanik.
Наикрупнейшие российские авиакомпании («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» и «ЮТэйр») не хотят заключать коммерческие соглашения с авиапроизводителями. Не состоится презентация создаваемой «Аэрофлотом» единой дальневосточной авиакомпании «Тайга», ее решено перенести на осень. Ведущие мировые производители также не хотят делать громких объявлений. В Boeing только отметили, что будут подписаны несколько соглашений. В Airbus рассчитывают заключить несколько промышленных контрактов. Embraer не запланировал подписаний.
Участники авиасалона не исключают, что «Ростех» и канадская Bombardier все-же подпишут соглашение о производстве в России среднемагистральных пассажирских самолетов для местных авиалиний Q-400 с дальностью полета до 2,5 тыс. км и вместимостью 68-78 пассажиров. Самолет уже получил сертификат авиационного регистра МАК. Начально ситуация с соглашением обязана была проясниться в процессе парижского Ле-Бурже.
Но источники «Интерфакса» сказали в июле, что Bombardier оповестила «Ростех» о выходе из переговоров, но в госкорпорации убеждали, что она такового уведомления не получала. Позже переговоры возобновились. Еще одним вероятным контрактом для Bombardier станет соглашение с компанией «Иркут» о послепродажном обслуживании самолета МС-21.
В этом году общественная сумма контрактов будет не меньше показателя 2011 года - $10 миллиардов, утверждает источник в Объединенной авиастроительной компании (ОАК). В процессе прошедшего авиасалона подавляющая толика контрактов пришлась как раз на ОАК - сумма составила наиболее $7,5 миллиардов. «Контракты будут, может быть, и в военном сегменте»,-- уточнил собеседник «Ъ». В 2011 году на авиасалоне не было подписано ни 1-го военного договора.
По словам главы аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, отсутствие громких событий может несколько восполнить программа конференций, к примеру, Авиационный конгресс с ролью управления российских и забугорных профильных министерств и ведомств.
Глава Infomost Борис Рыбак добавляет, что проведение авиасалонов даже в отсутствие больших контрактов «создает в стране атмосферу индустриальной среды». Представление всех достижений партнерам, считает эксперт, «стимулирует бизнес и делает научно-технический задел для авиарынка».
Елизавета Ъ-Кузнецова