Министерство дает за счет «Почты России» сделать новейшую информационную систему, на самом деле, дублирующую gosuslugi.ru. Пуск новейшей системы может обойтись государству в 200 млн руб., притом что на создание gosuslugi.ru уже потрачено около 120 млн руб.
Как надо из размещенного проекта постановления правительства, кроме одного портала gosuslugi.ru, региональных порталов, также всепригодной электронной карты такие сервисы будут предоставляться и на «портале комплексных услуг».
Эту новейшую информационную систему предлагается сделать за счет ФГУП «Почта России», которое и будет ее оператором. У почты значимая филиальная сеть - 42 тыс. отделений с 380 тыс. служащих, в том числе работающих в удаленных и труднодоступных местностях, что дозволит выдать гражданам логины и пароли для использования порталом, принять от их платежи за сервисы, также выдавать им документы в рамках госуслуг, говорится в пояснительной заметке к проекту.
Не считая того, ФГУП подведомственен Минкомсвязи, а «определение оператором “портала комплексных услуг” другой коммерческой организации сделало бы опасность бесконтрольности в определении порядка сотворения и эксплуатации портала».
В Минкомсвязи сказали, что с идеей сотворения «портала комплексных услуг» выступила сама «Почта России», у которой уже есть этот портал, работающий в тестовом режиме. В пресс-службе «Почты России» отметили, что портал рассматривается в рамках разрабатываемой стратегии «Почты». «Мировой опыт указывает, что сфера оказания муниципальных и городских услуг обычная для почтовых операторов»,-- отметили во ФГУПе.
В министерстве настаивают, что новейший портал - «не полная калька» ресурса gosuslugi.ru. «Если на нем (gosuslugi.ru.-- “Ъ”) наиболее 60 тыс. услуг, то на портале “Почты” будет порядка 10 главных социально важных услуг, в основном рассчитанных на регионы»,-- объяснил чиновник Минкомсвязи. Источник «Ъ», знакомый с проектом, говорит, что через «портал комплексных услуг» планируется оказывать не только лишь муниципальные и городские сервисы, да и оплату услуг ЖКХ, новейшие денежные сервисы «Почты». Проект пока не просчитывался, но внедрение системы может вылиться в необходимость подключения к вебу всех почтовых отделений, говорит собеседник «Ъ».
В прошлом июле на gosuslugi.ru было зафиксировано 6,1 млн посещений; граждане подали 1,113 млн заявлений на оказание услуг. Самыми популярными сервисами являются оплата штрафов ГИБДД и жилищно-коммунальных услуг, подача налоговой декларации, оформление загранпаспорта.
«Электронное правительство» развивается с начала 2000-х годов, но реально сервисы заработали в 2009 году, когда его оператором стал «Ростелеком». В марте 2012 года правительство продлило возможности «Ростелекома» как единственного исполнителя работ по проекту до 2014 года. В весеннюю пору Минкомсвязь предложила правительству лишить «Ростелеком» монополии и передать портал gosuslugi.ru под управление «Почте России», а эксплуатацию системы межведомственного электронного взаимодействия - во ФГУП НИИ «Восход» (см. "Ъ" от 2 апреля). Параллельно Минкомсвязь предлагала «Ростелекому» подписать договор на сервис «электронного правительства» на 2013 год объемом только 1 миллиардов руб., что вчетверо меньше, чем оператор получил в прошедшем году. Новейший договор на критериях Минкомсвязи был подписан сначала августа.
Илья Массух, прошлый замминистра, курировавший IT-сектор, считает, что сначала Минкомсвязь обязана помыслить о гражданах, «которые будут ходить меж 2-мя порталами». «Естественно, порталы меж собой будут связаны»,-- парируют в министерстве. Государь Массух оценивает разработку новейшего портала в 200 млн руб., но, по его мнению, проект нужно еще оценить исходя из убеждений необходимости расходов страны, которое уже потратилось на gosuslugi.ru. На данный момент этот вопросец в процессе обсуждения, уточняет чиновник правительства. Разработка и пуск gosuslugi.ru, по данным Ильи Массуха, обошлись бюджету в 100-120 млн руб.
Владислав Ъ-Новый