На прошлой недельке предписание ведомства, затрагивающее до 3% парка, вызвало недовольство рынка. Операторам разрешено без помощи других проверить вагоны, поручившись за сохранность.
Как стало понятно «Ъ», предписание Ространснадзора о приостановке эксплуатации российских грузовых вагонов, срок службы которых был продлен в 2012 году «с нарушениями», вступит в силу только 1 октября.
В Ространсдзоре «Ъ» поведали, что такое решение было принято по итогам совещания с собственниками вагонов и экспертными организациями, занимающимися продлением сроков эксплуатации вагонов, которое состоялось 20 августа. Официальная информация о этом будет размещена сейчас, уточняют в ведомстве.
Ространснадзор направил в ОАО РЖД предписание 14 августа. В нем говорилось, по итогам проверки экспертных организаций, которые выдают разрешение на продление, были выявлены нарушения. Потому ведомство сочло нужным провести «повторное обследование» вагонов с продленным в 2012 году сроком службы (см. «Ъ» от 19 августа).
В предписании были перечислены фактически все российские экспертные организации. Источники «Ъ» на рынке объясняют, что «изначально предписание касалось наиболее 30 тыс. вагонов», но потом опосля «уточнений и консультаций с операторами это количество сократилось до 24-23 тыс.».
В ОАО РЖД вчера сказали «Ъ», что «на конец недельки эксплуатация вагонов, перечисленных в предписании, еще не была остановлена», так как монополия «устанавливала их местоположение», также уточняла их номера.
Предписание начнет действовать позднее, «у операторов будет время на самостоятельную проверку состояния парка», объясняют в Ространснадзоре. При всем этом операторы должны отдать Ространснадзору гарантии, что до октября «техническое состояние вагонов, которые перечислены в предписании, будет на их особенном контроле».
На самом деле, идет речь о поднадзорной эксплуатации вагонов собственниками. В Ространснадзоре молвят, что несколько больших операторов уже прислали «в ведомство письма, в каких они берут ответственность за эксплуатацию вагонов на себя и дают обязательства выслеживать их техническое состояние».
Без таковых гарантий эксплуатировать вагоны, подпадающие под запрет, будет нельзя, объясняют в Ространснадзоре.
До октября операторы проверят техническое состояние всех вагонов, а экспертные организации «проведут новейшие замеры», неисправные вагоны должны пройти доп ремонт. О результатах по каждому вагону операторы отчитаются Ространснадзору. «По итогам отчета будет приниматься решение, какие вагоны все таки необходимо отставить от эксплуатации, а какие продолжат работать»,-- объясняют в ведомстве.
Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, молвят, что гарантии в Ространснадзор уже предоставили 1-ая грузовая компания (ПГК), Федеральная грузовая компания (ФГК) и «Русагротранс», у каких могло быть остановлено наибольшее количество вагонов.
По оценкам источников «Ъ», у ПГК могло быть остановлено около 5,6 тыс. вагонов, у ФГК - порядка 7,5 тыс. штук, у «Русагротранса» - около 4,7 тыс. штук. Больше всего опасений остановка вагонов вызвала у «Русагротранса», который оперирует парком зерновозов. В данной нам компании отмечали, что «предписание негативно скажется на програмке экспорта зерна».
В ПГК подтвердили наличие письма, добавив, что «процедура повторного осмотра вырабатывается вместе с Ространснадзором и ОАО РЖД. В “Русагротрансе” молвят, что компания “обращалась в ведомство и объяснила, что зерновозы являются дефицитным подвижным составом”, при всем этом таковой парк “не возит небезопасные грузы, что технически понижает риск появления поломок”. В ФГК отказались от комментариев.
Глава “Infoline-Аналитики” Миша Бурмистров отмечает, что “срок до октября является наименьшим, для того чтоб проверить техническое состояние вагонов”, но “даже таковой уступки довольно, чтоб сделать это в плановом режиме”.
По его словам, “отысканный компромисс обосновывает, что предписание было собственного рода предупредительной мерой перед общим ужесточением правил продления вагонов”, которое может произойти уже в осеннюю пору.
По мнению профессионала, “самостоятельная диагностика вагонов уменьшит убытки операторов от временной остановки парка в совокупы до $20 млн”. Если б парк был остановлен принудительно, они могли бы утратить около $60 млн.
Егор Ъ-Попов, Яна Ъ-Войцеховская