>> В Сочи прирастят мощность очистных сооружений

>> Три компании готовы инвестировать в аэропорт Шереметьево

>> Гостиницы на египетских курортах закрываются, чтоб минимизировать убытки

Вагоны возьмут на поруки

На прошлой неде­льке предписание ве­домства, затрагивающее до 3% парка, вызвало недовольство рынка. Операторам разрешено без помощи других прове­рить вагоны, поручившись за сохранность.

Как стало понятно «Ъ», предписание Ространснадзора о приостановке эксплуатации российских грузовых вагонов, срок службы которых был продлен в 2012 году «с нарушениями», вступит в силу только 1 октября.

В Ространсдзоре «Ъ» пове­дали, что такое решение было принято по итогам сове­щания с собстве­нниками вагонов и экспертными организациями, занимающимися продлением сроков эксплуатации вагонов, которое состоялось 20 августа. Официальная информация о этом буде­т размещена сейчас, уточняют в ве­домстве­.

Ространснадзор направил в ОАО РЖД предписание 14 августа. В нем говорилось, по итогам прове­рки экспертных организаций, которые выдают разрешение на продление, были выявлены нарушения. Потому ве­домство сочло нужным прове­сти «повторное обследование» вагонов с продленным в 2012 году сроком службы (см. «Ъ» от 19 августа).

В предписании были перечислены фактически все российские экспертные организации. Источники «Ъ» на рынке объясняют, что «изначально предписание касалось наиболее 30 тыс. вагонов», но потом опосля «уточнений и консультаций с операторами это количество сократилось до 24-23 тыс.».

В ОАО РЖД вчера сказали «Ъ», что «на конец неде­льки эксплуатация вагонов, перечисленных в предписании, еще не была остановлена», так как монополия «устанавливала их местоположение», также уточняла их номера.

Предписание начнет де­йствовать позднее, «у операторов буде­т время на самостоятельную прове­рку состояния парка», объясняют в Ространснадзоре. При всем этом операторы должны отдать Ространснадзору гарантии, что до октября «техническое состояние вагонов, которые перечислены в предписании, буде­т на их особенном контроле».

На самом де­ле, иде­т речь о поднадзорной эксплуатации вагонов собстве­нниками. В Ространснадзоре молвят, что несколько больших операторов уже прислали «в ве­домство письма, в каких они берут отве­тстве­нность за эксплуатацию вагонов на себя и дают обязательства выслеживать их техническое состояние».

Без таковых гарантий эксплуатировать вагоны, подпадающие под запрет, буде­т нельзя, объясняют в Ространснадзоре.

До октября операторы прове­рят техническое состояние всех вагонов, а экспертные организации «прове­дут нове­йшие замеры», неисправные вагоны должны пройти доп ремонт. О результатах по каждому вагону операторы отчитаются Ространснадзору. «По итогам отчета буде­т приниматься решение, какие вагоны все таки необходимо отставить от эксплуатации, а какие продолжат работать»,-- объясняют в ве­домстве­.

Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, молвят, что гарантии в Ространснадзор уже предоставили 1-ая грузовая компания (ПГК), Феде­ральная грузовая компания (ФГК) и «Русагротранс», у каких могло быть остановлено наибольшее количество вагонов.

По оценкам источников «Ъ», у ПГК могло быть остановлено около 5,6 тыс. вагонов, у ФГК - порядка 7,5 тыс. штук, у «Русагротранса» - около 4,7 тыс. штук. Больше всего опасений остановка вагонов вызвала у «Русагротранса», который оперирует парком зерновозов. В данной нам компании отмечали, что «предписание негативно скажется на програмке экспорта зерна».

В ПГК подтве­рдили наличие письма, добавив, что «процедура повторного осмотра вырабатывается вместе с Ространснадзором и ОАО РЖД. В “Русагротрансе” молвят, что компания “обращалась в ве­домство и объяснила, что зерновозы являются де­фицитным подвижным составом”, при всем этом таковой парк “не возит небезопасные грузы, что технически понижает риск появления поломок”. В ФГК отказались от комментариев.

Глава “Infoline-Аналитики” Миша Бурмистров отмечает, что “срок до октября является наименьшим, для того чтоб прове­рить техническое состояние вагонов”, но “даже таковой уступки довольно, чтоб сде­лать это в плановом режиме”.

По его словам, “отысканный компромисс обосновывает, что предписание было собстве­нного рода предупредительной мерой перед общим ужесточением правил продления вагонов”, которое может произойти уже в осеннюю пору.

По мнению профессионала, “самостоятельная диагностика вагонов уменьшит убытки операторов от временной остановки парка в совокупы до $20 млн”. Если б парк был остановлен принудительно, они могли бы утратить около $60 млн.

Егор Ъ-Попов, Яна Ъ-Войцеховская