В отличие от банковского бизнеса, надзор в брокерской отрасли постоянно носил наиболее мягенький нрав. ФСФР на самом деле чрезвычайно условно регулировала деятельность брокеров, и ее работа в данной области постоянно носила проверочно-назидатательный нрав. Можно огласить, что основная задачка службы сводились просто к соблюдению лицензионных требований. Сегодняшний год стал переломным для всей отрасли в связи с созданием мегарегулятора на базе Центрального банка, который постоянно был неравнодушен к брокерскому бизнесу и открыто заявлял, что регулирование операций на фондовом рынке обязано быть наиболее твердым.
Брокеры никогда не имели таковых неотклонимых для соблюдения нормативов, как банки. Это разъяснялось тем, что в эру 2-ух бирж крупная часть брокерских компаний обслуживалась на РТС, и фактически все до кризисного 2008 г. имели торговые компании на Кипре и за рубежом. Это не говорит о том, что они выводили капитал. Просто, в дополнение к льготному налогообложению, было комфортно проводить операции через лицензированные забугорные компании.
Сейчас судьба инвестбанков понятна они останутся под надзорным оком ЦБ. А что будет с малеханькими брокерами, у каких есть лицензия лишь на дилерские и брокерские операции и нет лицензии ЦБ?
Когда появился фактор перехода под надзор ЦБ, почти все брокеры настроились на то, что ЦБ при регулировании рынка будет управляться теми же нормами, что есть в отношении банков. Для брокеров это полностью патовая ситуация. Они до этого времени работают по плану счетов обычных компаний в отличие от банков, которые уже издавна имеют наиболее детализированный план счетов. В плане денежной отчетности существует баланс компаний и форма отчетности № 1100 «Квартальный отчет проф участника рынка ценных бумаг» с приложениями, которая каким-то образом обрисовывает деятельность и операции этих компаний. Другого ничего нет!
Почти все брокеры соображают, что введение доп нормативов по достаточности капитала, в том числе в рамках «Базеля-3», будет чрезвычайно болезненным для их бизнеса. В свое время повышение ФСФР лицензионного требования по капиталу привело к тому, что некие брокеры были обязаны сдать лицензию. Собственники не могли прирастить капитал, так как нельзя ассоциировать собственников брокеров и банков. Это две различные истории, как говорится. Это не олигархи обладатели заводов, газет, пароходов. Обычно, 80% брокеров это некрупные компании, часто с единственным клиентом, который часто является ее акционером. Пока не чрезвычайно понятно, как ЦБ будет их регулировать: продолжать поддерживать сформировавшиеся годами лицензионные требования либо создавать совсем новейшие лицензионные и пруденциальные аспекты? В эталоне эта работа обязана осуществляться сразу и равномерно. Лишь время и продуманность шагов может отдать наибольший высококачественный эффект. В осознании ЦБ, который повсевременно шел по пути увеличения капитализации банков, вот эти маленькие брокерские компании не имеют право на продолжение бизнеса в таком виде. Потому что им тогда выживать в тех критериях, которые делает регулятор?