Для усиления же экспортной составляющей следует пересмотреть жд тарифы на транспортировку угля. К такому выводу пришли члены президентской комиссии по вопросцам стратегии развития топливно-энергетического комплекса, заседавшей вчера в Кемерово.
Кузбасс поэтому и был избран для заседания, что препядствия угольной отрасли тут появляются острее всего. Неувязка «реструктуризации угольной отрасли» до этого времени сводилась во многом к решению соц вопросцев, как уточнил Владимир Путин, открывая заседания. Но комиссия, напомнил он, для того и была сотворена полтора года назад, чтоб создать програмку «долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса».
Угледобывающая ветвь - одна из составляющих этого комплекса. Прошедший год, по словам президента, отмечен «ростом добычи, переработки и экспорта угля». Но главу страны не устраивает, что «внутренний рынок не развивается», хотя имеются внутренние потребности в этом горючем. Идет речь «о развитии угольной генерации» в энергетике и о жилищно-коммунальном хозяйстве.
Президент соображает, что существует «межтопливная конкуренция», но считает, что угольщики полностью конкурентоспособны как минимум на Далеком Востоке, также в Калининградской области, ежели «не сбрасывать вероятное сокращение энергетического сотрудничества» Евросоюза с Россией.
Для этого необходимо не только лишь увеличивать добычу (хотя президент считает, что при освоении новейших месторождений допустимо освобождение от налога на добычу нужных ископаемых). Важнее, считает он, развивать новейшие технологии углепереработки, для чего же потребуются совместные усилия Минэкономики, Минпрома и РАН.
Не считая того, одним из основных критерий развития отрасли Владимир Путин считает то, что «центры формирования прибыли должны быть там, где ресурсная база, в России, а не кое-где в офшорах».
Министр энергетики Александр Новак сказал, что запасов в стране хватит на то, чтоб добывать уголь от 40 до 100 лет в зависимости от месторождения. Но лишь за счет собственных средств без помощи страны угледобыча и углепереработка, по его мнению, не сумеют динамично развиваться.
Потому государь Новак предложил поразмыслить над тем, чтоб использовать для модернизации отрасли средства накопительной части страховых взносов в Пенсионный фонд, также Фонд государственного благосостояния. Пока же министра волнует сегодняшнее положение с экспортом угля.
В прошедшем году экспорт был прибыльным, а сейчас становится убыточным. Главной предпосылкой убыточности он именовал тарифы на жд перевозки.
Но президент ОАО «Российские стальные дороги» Владимир Якунин выразил недопонимание: для чего увеличивать то, что убыточно? - и упрека в собственный адресок не принял.
По его словам, РЖД издавна установила пониженные тарифы для транспортировки «каменного угля», из-за что перевозки этого груза убыточны для железнодорожников. Государь Якунин признал комфортным метод решения «своих заморочек за счет другого» и посоветовал угольщикам увеличивать свою эффективность.
Вообщем, глава РЖД согласен, что без помощи страны угольщикам не обойтись, так как российские тарифы устанавливает территория, когда уголь приходится транспортировать к потребителям «четыре тыщи км на северо-запад и четыре-шесть тыщ - на юго-восток».
Владимир Путин предложил поразмыслить о гибкой системе тарифов: когда угледобытчики могут рассчитывать на льготы, ежели «инвестируют средства в развитие инфраструктуры общего использования, те же стальные дороги».
Еще одним объектом господдержки могут стать «угольные генерации», например теплоэлектростанции, работающие на угле, а не на газе.
В Сибири уже на данный момент излишек таковой электроэнергии, сказал гендиректор Сибирской угольной энергетической компании Владимир Рашевский, и ее можно транспортировать в европейскую часть страны, ежели использовать сети Казахстана.
Государь Рашевский предложил начать переговоры с казахской стороной по этому поводу и заодно приступить к возведению собственных сетей «в обход местности Казахстана».
В итоге члены комиссии решили обобщить все высказанные предложения, чтоб включить их в стратегию развития угольной отрасли на период до 2030 года.
Виктор Хамраев, Кемерово