За крайние три месяца российский рубль растерял в весе приблизительно на 8%, упав с позиции 30 рублей за бакс до 32,5 рублей. При всем этом аналитики предсказывают, что к концу года за один бакс будут платить уже 35 рублей. Другими словами, прогнозируется доборная девальвация в размере еще 8%, что в целом по итогам года приведет к понижению стоимости российского рубля на 16%. Конкретно исходя из этого прогноза, бизнес сейчас и выстраивает все процессы на вторую половину 2013 год.
Понятно, что девальвация российского рубля - как прошедшая так и предсказуемая - самым конкретным образом влияет и на Беларусь. И первыми это влияние ощутили игроки рынка легковых каров.
Политика белорусских властей уже привела к тому, что в 2012 году мы уже утратили часть собственного рынка, так как несколько дилеров в силу определенных обстоятельств перебежали на работу через российских импортеров. Практически рынок поделился на два лагеря, которые сейчас конкурируют меж собой не только лишь по ценам, да и по уровню обслуживания клиентов. Но из-за девальвации российского рубля, отколовшая часть белорусского авто рынка нежданно получила в свои руки чрезвычайно мощный ценовой козырь.
Как поведал «Ежедневнику» директора дилерского центра «Атлант-М Британия» Жора Барановский, у каждого импортера так либо по другому есть право выбирать валюту, по которой поставлять авто.
«Иногда она выбирается, время от времени она спускается сверху, но каждый импортер знает, в которой валюте он будет получать счета на продукт, который он будет реализовывать. С прошедшего года некие игроки белорусского авто рынка перебежали на работу с российскими импортерами и сейчас получают продукт в российских рублях. Это растаможеные в России авто, ценообразование на которые также привязывается к курсу российского рубля. Потому на нынешний день складывается таковая увлекательная ситуация, что те бренды, которые сформировывают цены исходя из курса российского рубля, при его резкой девальвации начинают иметь такое ощутимое конкурентноспособное преимущество, как понижение цены на авто. Другими словами, ежели курс российского рубля свалился за крайние месяцы на 8 процентов, то соответственно так же снизились и цены на авто, поставляемые в Беларусь через российских импортеров», - заявил Жора Барановский.
Как прояснил директор «Атлатн-М Британия», вся соль в различных формах ценообразования на новейшие авто, которые зависят от того, через какого импортера поставляются в Беларусь новейшие авто.
Так российские импортеры рассчитываются за поставленные авто в российских рублях, а белорусские - в валюте. Производители каров просто не желают устанавливать цены в белорусских рублях.
«Политика российских импортеров такая, что они вперед, на весь календарный год, закладывают предсказуемый курс российского рубля. И даже в кризисные времена 2008-2009 годов импортеры воспринимали решение не изменять этот курс. Другими словами невзирая на девальвацию рубля цены на авто в России не изменяются. Никто прайс-листы для России не пересматривал и пересматривать не будет. По последней мере в течение текущего года. Какую политику импортеры изберут на последующий год - это будет зависеть от почти всех факторов». - объяснил Жора Барановский.
Другими словами, ежели сначала года российский импортер поставлял в страну кар по стоимости 1 миллион российских рублей, что составляло 33,3 тыщи баксов, то и на данный момент поставляет по стоимости 1 миллион рублей. Но вот лишь на данный момент этот миллион стоит уже 30,7 тыщ баксов. Ежели же идет речь о каре в 3 миллиона рублей, то разница и совсем выходит в 8 тыщ баксов. А к концу года эта разница может добиться 16 тыщ баксов. Все эти причины чрезвычайно серьезно влияют на авто рынок Беларуси.
«Как лишь происходит девальвация российского рубля, белорусские покупатели начинают в большей степени уделять свое внимание на ценообразование российских дилеров, потому что там формируется значимая разница в 5-10 тыщ баксов. Здесь происходит отток покупателей из страны. С иной стороны те белорусские дилеры, которые работают с российскими импортерами, начинают выигрывать по ценам у тех, которые работают по иной валюте. До конца года, согласно прогнозам курс российского рубля составит 35 рублей за бакс. Это значит девальвацию еще порядка 8% и соответственное понижение цен на авто, которые импортируются в Беларусь через Россию», - объяснил «Ежедневнику» Жора Барановский.
По словам директора автоцентра «Атлант-М Британия», на эти причины все белорусские дилеры должны будут как-то реагировать. Импортерам, которые работают с Европой, или придется пойти на какое-то понижение стоимости каров, или тоже не станут на работу с российскими импортерами. Правда, есть и 3-ий вариант: держать цены и ожидать, какую политику российские импортеры выработают на 2014 год - будут ли подымать цены и как.
Жора Барановский не берется предсказывать, как поведут себя белорусские дилеры.
«Это вопросец переговоров каждого авто бренда с поставщиком», - произнес директор автоцентра. Да и так понятно, что у тех дилеров, которые еще не перебежали на работу с российскими импортерами, возникает большой соблазн это сделать. Ведь уже на данный момент цены на новейшие авто в автоцентрах «Тойота», «Аталант-М Британия», «Мультисалон» свалились в зависимости от марки кара на 3-8 тыщ баксов. До конца года, ежели прогнозы оправдаются, цены свалятся на такую же величину. В таковой ситуации клиент будет голосовать своим кошельком, а совсем не государственными эмоциями.
Вообщем, девальвация российского рубля уже оказывает свое действие не только лишь на бизнес белорусских дилеров легковых каров. Фактически все белорусские компании, экспорт которых завязан на Россию, попадают в чрезвычайно невыгодные условия. Этот же МАЗ уже сначала 2013 года начал испытывать трудности с экспортом собственных каров в Россию. На данный момент же, когда российский рубль свалился, эти трудности еще больше усугубятся. И дело не только лишь в том, что российские КАМАЗы вдруг стали дешевле. Дешевле в России стали и все завезенные из других стран грузовые авто, так как они также поставляются в российских рублях с фиксированным на год курсом. Да практически весь российский импорт работает по таковой схеме, что делает настоящую опасность всему белорусскому экспорту в Россию.
В таковой ситуации у белорусских властей может просто не остаться другого выхода, как пойти на аналогичную девальвацию белорусского рубля. И это уже начало происходить.