Исполнительный комитет Таможенной конвенции ООН призвал российскую таможню пересмотреть свое решение отрешиться от книг интернациональных перевозок (TIR). Официальное заявление комитета расположено на веб-сайте Европейской экономической комиссии ООН.
Сначала июля ФТС объявила, что перестает принимать книги TIR в качестве обеспечения таможенных платежей (перевозчик при пересечении границы должен только предоставить таможенникам отрывной талон). Их внедрение предвидено таможенной конвенцией 1975 г., которую подписали 68 государств, включая Россию. По данным Интернационального союза автотранспорта (IRU), российские компании более активно используют книги TIR: до 700 000 торговых операций в год.
Заместо книги TIR таможня желает от поставщиков национальную гарантию (к примеру, банковскую либо поручительство). Новейшие правила должны были заработать с 14 августа, но опосля обращений бизнеса ФТС согласилась отсрочить изменение процедуры на месяц.
Необходимо отложить конфигурации хотя бы до конца года, чтоб заинтригованные стороны успели проанализировать последствия и отыскать компромисс, советует исполнительный комитет, но еще лучше вообщем отрешиться от данной меры.
Ежели ФТС не станет принимать книги TIR без государственный гарантий, ведомство нарушит положения 5 статей Таможенной конвенции, показывает исполнительный комитет. ФТС с сиим не согласна, ее сотрудники не раз заявляли, что их деяния не противоречат конвенции. Позиция российской стороны не была учтена при составлении заявления исполнительного комитета, официально ФТС этот документ не получала, говорит представитель службы.
Исполнительный комитет не исключает, что страны-члены конвенции могут подать иски к России из-за неправомерного решения ФТС либо ввести ответные меры против российских поставщиков. Еврокомиссар по налогообложению и таможне Альгирдас Шемета в письме руководителю ФТС Андрею Бельянинову (копия есть у «Ведомостей») уже указывал, что деяния таможни нарушение конвенции и нанесут суровый урон торговле ЕС с Россией.
Посреди августа 1-ый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомствам изучить все нюансы введения доп гарантий для поставок по книгам TIR (копия поручения есть у «Ведомостей»). «Сейчас мяч на стороне ФТС», говорит чиновник правительства: таможня определит, как в предстоящем использовать книги и что делать с задолженностью Ассоциации интернациональных автоперевозчиков, которая отвечает за внедрение книг TIR в России (АСМАП). Конкретно долг АСМАП принудил ФТС отрешиться от книг, разъяснял Бельянинов (см. врез).
Вчера ФТС заявила, что с 1 декабря хочет порвать соглашение с АСМАП о применении процедуры TIR, «столкнувшись с непрозрачной схемой работы и закрытостью» ассоциации. Получить комменты представителя АСМАП вечерком не удалось. Расторжение соглашения с АСМАП нужно, чтоб формально зафиксировать отказ от процедуры TIR, разъясняет советник DLA Piper Марина Лякишева: но так как АСМАП единственная авторизованная гарантирующая организация по книгам TIR, расторгая соглашение с ней, ФТС практически делает неосуществимым применение Таможенной конвенции в России.
Административный комитет конвенции может исключить Россию из числа участников конвенции за нарушение ее положений, замечает Лякишева: в том числе за то, что ФТС не уведомила о изменении правил. Могут быть введены и ответные меры, считает она: к примеру, российским экспортерам также запретят использовать книги TIR.