Президент Владимир Путин сейчас проведет во Владивостоке совещание, посвященное развитию российского судостроения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал «Ъ», что в нем, а именно, воспримут роль курирующий ветвь вице-премьер Дмитрий Рогозин, глава ОСК Владимир Шмаков, президент «Роснефти» Игорь Сечин. Судостроители уже около месяца ожидают этого совещания, полагая, что на нем будет «четко определена стратегия и модель развития» отрасли и конкретно ОСК.
На совещании сначала будет дискуссироваться судьба дальневосточной «суперверфи» «Звезда», которую ОСК строит с 2009 года. Посреди лета источники «Ъ» ведали, что для ее достройки быть может сотворен консорциум, в который войдут «Роснефть» как основной заказчик шельфовой техники и Газпромбанк в качестве денежного напарника (см. «Ъ» от 5 июля). 19 августа Дмитрий Рогозин и Игорь Сечин подтвердили это. Роль ОСК в консорциуме пока не определена: она может передать ему верфь либо получить долю на уровне блокпакета либо ниже. Источники «Ъ» молвят, что «модель консорциума» обязана быть сейчас официально представлена президенту. Они считают, что «может быть предложено все таки выделить верфь из “периметра” ОСК». Такое решение определит судьбу всего Дальневосточного центра судостроения и судоремонта - совместно со «Звездой» консорциуму может достаться еще несколько входящих в него компаний, а в ОСК «останутся только верфи, которые исполняют только военные заказы»,-- считают собеседники «Ъ».
Но судьбой только дальневосточных верфей ОСК повестка совещания может не ограничиться, вероятнее всего, будет дискуссироваться стратегия развития компании в целом. На данный момент за нее идет активная борьба: Минпромторг настаивает на масштабных инвестициях в науку, в то время как несколько топ-менеджеров ОСК считают, что больше средств необходимо вкладывать в развитие мощностей. Но сначала «нужно определиться, будет ли ОСК по-прежнему гражданской и военной компанией либо все таки она сосредоточится лишь на военных заказах»,-- молвят собеседники «Ъ». По данным источников «Ъ», подготовительный вариант стратегии уже разработан при участии подведомственного Минпромторгу КГНЦ, но не утвержден.
По мнению источников «Ъ», в рамках обсуждения «акцент быть может сделан» и на предстоящей судьбе Западного центра судостроения (ЗЦС) ОСК, куда входят принципиальные для шельфовых проектов активы - Балтийский завод и Адмиралтейские верфи. «Важно найти, останутся ли они вообщем в компании, будут ли модернизироваться, будут ли передаваться с их заказы за рубеж»,-- подчеркивает один из источников «Ъ».
На этом фоне борьба снутри ОСК обостряется. Как стало понятно «Ъ», в последнее время в отставку быть может выслан гендиректор ООО «Балтийский завод--Судостроение» (БЗС; дочерняя компания ОСК, осуществляет операционную деятельность Балтзавода) Александр Вознесенский. По словам собеседников «Ъ», предложения о преждевременной отставке Александра Вознесенского на данный момент рассматриваются в ОСК. «Документ пока официально не оформлен, но проект указания уже доведен до совета директоров ЗЦС»,-- молвят собеседники «Ъ». Государь Вознесенский и представитель ОСК отказались от комментариев. Эта отставка может стать первой суровой перестановкой в ОСК, опосля того как ее возглавил Владимир Шмаков.
Источники «Ъ» отмечают, что Балтзавод, на самом деле, является единственным активом ОСК, который способен строить атомные ледоколы. «С точки зрения текущей работы компании вопросцев к его управлению не достаточно: завод загружен заказами»,-- молвят источники «Ъ». Предпосылки отставки они лицезреют в «разногласиях текущего менеджмента БЗС и КГНЦ». Минпромторг настаивал на передаче компетенций по проектировке ледоколов КГНЦ, но Балтзавод сам рассчитывает консолидировать ключевое ледокольное КБ «Айсберг».
Егор Ъ-Попов