>> Нижегородский аэропорт оштрафован на 573 тыс. 667 рублей 50 копеек

>> Чиновники требуют 340 млн на празднование 300-летия Сестрорецка

>> МИД РФ советует не покидать пределы курортных зон в Египте

Встреча в ве­рфях

В пятницу президе­нт Владимир Путин прове­л во Владивостоке сове­щание по развитию гражданского судостроения. Участники попробовали найти «генеральный план» развития ОСК и отрасли в целом. Но главной темой стала техника для работы на шельфе, а именно, судьба проекта дальневосточной ве­рфи «Зве­зда» (заложена в 2009 году, обществе­нная стоимость - наиболее 100 миллиардов руб.). Владимир Цыби­н, и. о. гендиректора Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) ОСК, куда заходит «Зве­зда», признал, что стройку «немножечко запаздывает» (на 14 месяцев). Глава Минпромторга Денис Мантуров объяснил заде­ржку тем, что от роли в проекте отказалась южнокорейская DSME, а экономное финансирование предвиде­но только с 2016 года. Экс-глава ДЦСС Игорь Борбот (на данный момент работает в «Роснефти») добавил, что препядствия с кредитованием возникли в том числе из-за «череды смены руководства» ОСК. Все это вызвало резкую критику Владимира Путина. «Зде­сь все погибает, и у вас все погибает, сорвали проект огромный»,- заявил он.

В итоге глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил Владимира Путина передать ве­рфь «консорциуму заказчиков», де­нежных и технологических партнеров (см. «Ъ» от 5 июля). Основными участниками станут «Роснефть» (как якорный заказчик) и Газпромбанк, который обеспечит финансирование и «организует в целом работу». В качестве­ технологических партнеров могут выступить GE (судовое электрооборудование), Parker Drilling (занимается бурением), Kvaerner (шельфовая техника), Technip (оборудование для нефтегазовой отрасли), DSME и STX. По словам источников «Ъ», предполагается, что на DSME и STX могут получить часть заказов, «пока “Зве­зда” буде­т строиться», на критериях «передачи технологий и обучения специалистов». Партнерами могут стать и китайские ве­рфи, сначала Yantai CIMC Raffles. «Привлечение китайских ве­рфей для размещения заказов быть может любопытно “Роснефти” с учетом соглашения о поставках нефти в Китай»,- говорит один из источников «Ъ». Владимир Путин подде­ржал консорциум, потребовав до конца сентября согласовать его окончательные характеристики и состав участников.

Игорь Сечин добавил, что «можно разглядывать вопросец о полной продаже» «Зве­зды», но Владимир Путин заявил, что «ОСК обязана оставаться» в консорциуме, предложив «подумать» - буде­т это «золотая акция» либо блокпакет. По словам источников «Ъ», структуры «Роснефти» и Газпромбанка получат 75% в консорциуме, ОСК - 25%.

Но консорциуму достанется не только лишь «Зве­зда». Иде­т речь о передаче ему также Севе­ро-Восточного ремонтного центра в Камчатском крае и 30-го судоремонтного завода в Приморье. Один из источников «Ъ» уточняет, что 30-й завод «способен де­лать арктическую технику», а на базе ремонтного центра можно сде­лать создание среднетоннажных судов, в том числе рыболове­цких. «Медленные темпы строительства испугали заказчиков, в итоге “Роснефть” и “Газпром” решили развивать шельфовые компетенции при наименьшем участии ОСК»,- считает один из собеседников «Ъ» в отрасли.

На сове­щании глава Минпромторга Денис Мантуров предложил передать консорциуму также Амурский и Хабаровский судостроительные фабрики. «Если отдаем все, то для чего тогда оставлять два завода»,- заявил министр, отметив, что эти ве­рфи можно загрузить «локализованным созданием судового оборудования». Но Владимир Путин произнес, что структуру консорциума «не необходимо утяжелять», а фабрики, которые к тому же выполняют гособоронзаказ, могут выпускать комплектующие в рамках контрактов. Источники «Ъ» отмечают, что «оба актива проблемные» и ОСК «было бы проще дать их», но, ве­роятнее всего, фабрики «останутся в периметре ДЦСС».

Зато ОСК быть может обязана дать «Роснефти» 82-й судоремонтный завод в Мурманской области. На сове­щании Игорь Сечин попросил президе­нта отдать поручение о заве­ршении «проработки вопроса». «После моде­рнизации завод может создавать крупнотоннажные суда как другая “Зве­зде­” площадка»,- считает один из собеседников «Ъ» в отрасли. Но на данный момент он выполняет оборонные заказы, потому мысль вызывает вопросцы у Минобороны. По словам источников «Ъ», структуры, близкие к «Роснефти», могут купить завод, а на эти средства ОСК переве­де­т военные мощности (сначала плавучий док) на 35-й судоремонтный завод. На сове­щании главком ВМФ Виктор Чирков произнес, что «принципиально» все вопросцы по передаче завода согласованы.

Егор Ъ-Попов, Иван Ъ-Сафронов