Иск подан 29 августа в Арбитражный трибунал Москвы, информация о этом расположена на веб-сайте суда. Заседаний по делу пока не назначено.
В Минфине «Газете.Ru» сказали, что еще не получили документы по иску, не прокомментировав сущность претензий. Связаться с представителем Росжелдора не удалось.
Как пояснили «Газете.Ru» в Федеральной пассажирской компании, средства, которые ФПК пробует взыскать через трибунал, - это часть выпадающих доходов компании по итогам работы в 2011 году.
Выпадающие доходы образовались из-за того, что правительство установило тарифы на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах ниже экономически обоснованного уровня, объясняют в ФПК.
Правительство гарантировало ФПК компенсацию убытков из-за низких тарифов на перевозки в плацкартных и общих вагонах. В 2011 году сумма компенсации обязана была составить наиболее 38 миллиардов рублей. Но по итогам 2011 года по договору ФПК и Федерального агентства жд транспорта компании было компенсировано лишь около 29,5 млрд рублей. Другие средства она пробует вернуть через трибунал.
Уровень тарифов на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах регулируются государством, цены на билеты в купе, СВ и люксе компания устанавливает сама. По данным Федеральной службы по тарифам, в 2011 году базисные ставки тарифов, сборов и платы за сервисы, связанные с перевозкой пассажиров жд транспортом, выросли в 1,1 раза. В 2012 году - так же в 1,1 раза.
В этом году ОАО РЖД достигнуло увеличения тарифов на 20%. Но указанного роста не довольно, указывают в ФПК.
Установленные тарифы покрывают приблизительно 60% стоимости перевозки в плацкарте и общих вагонах,
объяснила пресс-секретарь Федеральной пассажирской компании Лена Мирошникова. При всем этом на плацкартные перевозки приходится до 70% по показателю количества поездок в поездах далекого следования.
РЖД пару лет попорядку ведет судебные споры с Минфином по поводу компенсации выпадающих доходов.
В 2008 году «Российские стальные дороги» пробовали взыскать с Минфина 5 миллиардов рублей компенсации за перевозку льготных категорий людей в загородных поездах в 2006 году. Но в 2009 году монополия отказалась от иска.
На данный момент в судах рассматривается несколько дел о взыскании с Минфина в пользу ФПК недополученной компенсации за пассажирские перевозки. В июле этого года трибунал постановил взыскать в пользу ФПК 85,6 млн рублей компенсации за расходы по перевозке пассажиров в Калининградскую область (на этом направлении установлены льготные пониженные тарифы). На данный момент дело рассматривается в апелляционном суде.
В конце 2012 года РЖД обратилось с иском сходу к Минфину, Минздраву и Минтруду о взыскании 7 миллиардов рублей компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных пассажиров в 2009 году. В июле Минфин подал апелляционную жалобу на это решение. В иске к Минздраву и Минтруду трибунал «Российским стальным дорогам» отказал.
В феврале арбитражный трибунал Москвы принял решение о взыскании с Минфина в пользу ФПК 263,2 млн рублей компенсации убытков за перевозку школьников в 2011 году. Это дело рассматривается в судах до этого времени. В августе этого года Минфин подал кассационную жалобу в Федеральный арбитражный трибунал Столичного округа на это решение и постановление девятого арбитражного апелляционного суда.
В Самарской области куйбышевский филиал ФПК судится с Минфином за 206 тыщ рублей компенсации за перевозку льготной категории пассажиров в 2010-2011 годах.
Суды идут в Новосибирской области и ряде остальных регионов.
В ФПК не смогли уточнить, выплачена ли вполне компенсация за этот год.
В этом году в РЖД заявляли о необходимости выделить на компенсацию выпадающих доходов за пассажирские перевозки 36 миллиардов рублей.
В итоге было принято решение, что ФПК получит 13,2 миллиардов рублей из госбюджета. Еще 5 миллиардов рублей было внесено в уставный капитал ФПК за счет дивидендов РЖД, еще около 5,1 миллиардов рублей отдало увеличение тарифа на перевозки в плацкартных и общих вагонах на 20%, а не на 10%, перечисляет Лена Мирошникова. Также ожидается получение еще 10 миллиардов рублей допсубсидий от страны. 25 миллиардов рублей РЖД получит на компенсацию утрат на загородных пассажирских перевозках.
Перевозки по регулируемым тарифам убыточны, но у компании есть возможность для оптимизации расходов, что позволило бы эти убытки восполнить,
говорит «Газете.Ru» директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Ранее монополию за высочайшие тарифы и непрозрачность расходов критиковал и глава ФАС Игорь Артемьев.
«Тарифы, которые есть, изготовлены под то, чтоб крупная монополия могла просто выживать. Все это происходит за счет потребителя», - говорил Артемьев.
На данный момент РЖД столкнулось с очередной неувязкой: падением пассажиропотока в поездах далекого следования. За январь-август количество пассажиров сократилось на 4,1%, за это время было перевезено 77 млн пассажиров, сказали 2 сентября в РЖД. При всем этом в целом пассажироперевозки возросли на 4,7%.
«Сейчас почти все пассажиры предпочитают летать самолетами из-за больших цен на билеты на поезда», - говорит Николаев.
В текущее время дискуссируется вопросец о отмене субсидирования пассажирских перевозок на расстояния выше 1,5 тыс. км. Это предложение Минфина.
В ФПК уже заявили, что отмена субсидирования приведет к росту стоимости поездки в плацкарте и лишь прирастит потребность монополии в госдотациях, докладывало ранее агентство «Прайм».
Яна Милюкова