С очередной порцией критики в адресок ОАО РЖД управляющий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев обрушился на пресс-конференции во вторник. Он заявил, что имеющееся тарифное управление (Прейскурант N10-01) представляет собой «разодранный тришкин кафтан», образовавшийся из-за неизменного введения «специальных исключительных тарифов». По его мнению, документ «нужно издавна уже заменить новеньким и отрешиться от исключительности». Прейскурант, выделил Игорь Артемьев, должен быть базовым, тяжело изменяемым, а на данный момент «он быстрее отражает влияние разных лоббистских групп».
Государь Артемьев также раскритиковал жд тарифы, которые, по его мнению, являются одними из самых больших в мире. «РЖД некое время сотрудничало с антимонопольными органами, с правительством в части дальнейших шагов по созданию конкуренции на рынках жд перевозок. Но на данный момент сотрудничество прекратилось, и РЖД становится нашим вторым, уже жд, “Газпромом”», - заключил Игорь Артемьев. В пресс-службе ФАС уточнили, что сравнительного анализа расценок на жд перевозки в России и за рубежом служба не проводила, а оценка сложившейся ситуации дана Игорем Артемьевым исходя из «личного опыта».
В ОАО РЖД на критику отреагировали развернутым пресс-релизом. В компании напомнили, что представитель ФАС заходит в состав правления ФСТ и участвует в принятии решений по формированию тарифной политики на жд транспорте.
«При довольно важном росте больших характеристик перевозок в 2012 году (+2,4%) ОАО РЖД из-за ограничения тарифа обеспечило чуток наименьший вклад в ВВП - 1,74% против 1,81% в 2011 году, тем обеспечив “перекрестное субсидирование” остальных секторов экономики», - заявили в пресс-службе РЖД.
Там признают, что в крайние годы «проводилось улучшение тарифов, направленное на адаптацию тарифного управления к меняющимся условиям деятельности и экономическим связям отраслей индустрии страны». «На текущий момент сохраняется необходимость конфигурации неких положений прейскуранта, сначала это соединено с созданием равновыгодных критерий для участников перевозочного процесса», - отметили в ОАО РЖД. При всем этом в компании согласны с главой ФАС в главном вопросце: монополия также «считает нужным начать работу по созданию концепции новейшего прейскуранта».
В Институте заморочек естественных монополий сказали, что в России на данный момент средняя стоимость перевозки грузов приблизительно соотносится с аналогичной стоимостью в США и Канаде. Крайнее детализированное сопоставление средних доходных ставок Институт делал по итогам 2008 года. Тогда в России общественная доходная ставка (РЖД и личные операторы) на 30% выше, чем в США, на 24% выше, чем в Канаде, на 60% выше, чем в Китае, на 50% ниже, чем в Германии, на 10% ниже, чем в Бразилии.
В консалтинговой компании Frost & Sullivan согласны, что в России свою роль играет практика перекрестного субсидирования, когда с одной стороны есть тарифное регулирование для определенных групп потребителей, а с иной - монопольное положение компании. Аналитик ИПЕМ Владимир Савчук также напомнил, что в ряде государств инвестиции в инфраструктуру осуществляет не обладатель инфраструктуры, а федеральный бюджет. В отличие от России, где в тарифе пробуют предугадать и инвестиции в развитие инфраструктуры.
Яна Войцеховская