«Ведомостям» удалось ознакомиться с Экономной стратегией России до 2030 г., которую подготовил и вчера направил в правительство Минфин. Стратегия подразумевает, что доходы и расходы будут падать. Низкие цены на нефть не дозволят бюджету нарастить объемы резервов до докризисного уровня, но их будет довольно, чтоб профинансировать все обязательства, ежели цены на нефть вдруг опять свалятся.
Минфин сделал расчеты на таковой вариант. Сценариев три, все начинаются в 2016 г. кратковременное падение цен на нефть до $60/барр., падение на пару лет до $80/барр. с следующим ростом и падение до $80/барр. с наименьшим восстановлением. Расчеты демонстрируют, что все расходные обязательства будут профинансированы.
Сначала во всех вариантах сокращаются условно-утвержденные расходы, в случае резкого падения пригодятся средства резервного фонда. Правда, пока в нем не накоплено 7% ВВП, средств хватит лишь на относительно короткое время. Потому ежели стоимость на нефть свалится в два раза в период до 2019 г., то на 1-ый год хватит средств фонда, а на 2-ой придется сокращать расходы. К 2019 г., ежели не случится кризиса, размер резервного фонда превзойдет ненефтегазовый недостаток бюджета, а к 2020 г. достигнет 7% ВВП.
Фонд государственного благосостояния все это время пополняться не будет. Употреблять его до 2020 г. для финансирования разных проектов нецелесообразно, считает Минфин: во-1-х, практики реализации самоокупаемых проектов нет, во-2-х, есть опасности пенсионной системы, для хеджирования которых фонд государственного благосостояния и предназначен.
Из него уже планируется выделить 450 миллиардов руб. на инфраструктуру (скоростную магистраль Москва Казань, Центральную кольцевую автодорогу, Восточный полигон), и сиим нужно ограничиться.
К чему готовиться
Основой для Экономной стратегии стал «инновационный» сценарий длительного макропрогноза Минэкономразвития, одобренный правительством в марте.
Доходы экономной системы, по расчетам Минфина, к 2030 г. сократятся с 37 до 30% ВВП, либо на 18%, в том числе федерального бюджета практически на третья часть, а Пенсионного фонда наиболее чем на 40% (см. графики на стр. 04). При всем этом нефтегазовые доходы свалятся с 8,8% ВВП до 3,8% ВВП к 2030 г.
И федеральный бюджет, и бюджеты регионов будут дефицитными до 2030 г. Недостаток финансируется за счет госдолга и доходов от приватизации, размер которых будет сокращаться, к 2018 г. до нуля: к тому времени все, что можно, приватизируют. Госзаймы станут безальтернативным источником финансирования недостатка, и безопасный уровень госдолга Минфин оценивает в 15% ВВП. Чтоб уровень недостатка оставался применимым, размер расходов в отношении к ВВП также будет сокращаться.
Но «инновационный» сценарий, предусматривающий рост в среднем на 5,4% в 2013-2030 гг., очень оптимистичен, замечает Минфин. Ситуация складывается не настолько благоприятно: за 1-ое полугодие 2013 г. экономика выросла всего на 1,4%, а за весь 2013 год, согласно уточненному прогнозу, рост составит 1,8%. Средние темпы 2014-2016 гг. тоже окажутся ниже, чем ожидалось еще в весеннюю пору. Потому к экономному планированию необходимо подступать наиболее консервативно. Соблюдения экономного правила (практически занижающего прогнозные цены на нефть при составлении бюджета) недостаточно: длительные опасности требуют доп ограничений, пишет Минфин.