Вчера правительство в конце концов разглядело обновленную транспортную стратегию до 2030 г. Работающая стратегия была утверждена в 2008 г., но сходу опосля назначения в мае 2012 г. министр транспорта Максим Соколов заявил о необходимости обновить главные программные документы.
В ноябре прошедшего года правительство уже утвердило госпрограмму развития транспорта до 2020 г. стоимостью в 12,5 трлн руб. (в том числе 7,3 трлн из федерального бюджета). Предполагалось, что до конца года обновится и стратегия, но вчера правительство так ее не приняло. Утвердить стратегию лучше опосля принятия бюджета на 2014-2016 гг. и экономной стратегии до 2030 г., увидел вице-премьер Аркадий Дворкович: по другому возможны расхождения в финансировании.
Стоимость развития транспорта до 2030 г. 70,5 трлн руб. в согласовании с базисным вариантом стратегии (см. график). Это консервативный сценарий с учетом экономных ограничений, признал Соколов. Придется ограничиться несколькими приоритетными направлениями, указал он: снять более острые ограничения (перегружено 7% стальных дорог и около трети федеральных автотрасс), попробовать понизить транспортные издержки с 15-20% в стоимости продукции до 10%, как в продвинутых странах, и повысить уровень сохранности (см. врез).
Инноваторский сценарий стратегии значительно дороже базисного он обойдется в 106 трлн руб. При этом внебюджетными инвестициями не получится заместить государственное финансирование, признал Соколов: они дополняют его либо идут вслед. К примеру, инвестиции в развитие аэропортов зависят от муниципальных вложений в стройку взлетно-посадочных полос и аэродромной инфраструктуры, объяснил он. Зато по инноваторскому сценарию можно будет обеспечить сбалансированное развитие транспортного комплекса, который сумеет стать одним из драйверов экономического роста. Практически финансирование транспортной системы на данный момент «сдвигается в сторону инновационного», порадовался Соколов: посодействовало решение вложить по 150 миллиардов руб. из фонда государственного благосостояния (ФНБ) в стройку ЦКАД, скоростной жд магистрали Москва Казань и в развитие БАМа и Транссиба. Средства ФНБ начнут поступать в эти проекты уже с 2014 г.
Но 76% расходов, предусмотренных стратегией, приходится на 2020-2030 гг., отметил на заседании правительства член экспертного совета при «открытом правительстве» Сергей Мальцев: «Но отыграть упущенные рыночные позиции в дальнейшем будет существенно дороже». Недостаточно употребляется и потенциал личных инвесторов, увидел он: к примеру, можно было бы завлекать личные инвестиции в обновление парка локомотивов.