Основоположник российской компании iMarker бизнесмен Миша Берлизев отыскал очередной источник доходов для интернет-провайдеров. Он дает заработать на адресной интернет-рекламе при помощи систем контроля и управления трафиком DPI (Deep Packet Inspection). Эта система умеет выслеживать хоть какой незашифрованный трафик юзеров от электронной переписки и звонков до изображений и личных сообщений в соцсетях. При помощи DPI операторы могут вводить новейшие тарифные планы к примеру, делать бесплатным доступ к своим веб-сайтам либо резко снижать скорость доступа в веб юзеру опосля того, как тот употреблял выделенный ему дневной предел трафика. Потому первыми в России DPI начали внедрять сотовые операторы: «Мегафон» в 2009 г., МТС в 2010 г. и «Вымпелком» в 2011 г. А в крайний год системы DPI кинулись закупать и устанавливать и операторы фиксированной связи: с 1 ноября 2012 г. вступил в силу закон, требующий перекрыть веб-сайты с вредной информацией для малышей, а DPI дозволяет точечно заблокировать доступ к отдельным интернет-страницам.
DPI обходится операторам дорого: к примеру, представитель МТС оценивал установку системы на собственной фиксированной сети в $50 млн. iMarker дает серверы DPI операторам безвозмездно плюс возможность зарабатывать на их, сказал «Ведомостям» Берлизев. DPI собирает данные о посещении юзером разных веб-сайтов практически это сведения о потребительских предпочтениях, которые можно реализовать. По словам Берлизева, рекламодатели готовы платить за то, чтоб демонстрировать объявления адресно. Одно домохозяйство приносит iMarker $0,1 за месяц, часть этих средств получают операторы.
iMarker работает с января 2010 г., ее систему установили 11 операторов (в том числе в 4 филиалах «Ростелекома») и она собирает данные по 12% юзеров руинтернета, говорит Берлизев. По его словам, iMarker на данный момент зарабатывает на рекламе около $100 000 за месяц, при этом эта сумма удваивается каждые несколько месяцев.
Пока доходы новосибирского «Новотелекома» от данной системы маленькие, но в ближнем будущем они должны вырасти, ждет начальник отдела продаж рекламы оператора Ира Стацуло. А столичный «Акадо телеком» с течением времени рассчитывает при помощи DPI сделать адресной даже рекламу в сети кабельного телевидения, поведал «Ведомостям» Максим Чернов, директор оператора по маркетингу.
На сетях «Ростелекома» DPI от iMarker «в коммерческих целях не используется», говорит представитель оператора Андрей Поляков. Не так давно «Ростелеком» объявил конкурс на установку DPI для мобильного трафика за 1,1 миллиардов руб., на Урале он тестирует систему в сети проводной связи. Но в неких филиалах «Ростелекома» тестировали и iMarker, знает старший аналитик Prostor Capital Станислав Косоруков. По его словам, данные DPI о юзерах наиболее полные, чем у систем, которые ставят на веб-сайты свои клавиши либо приобретают данные у сервиса Liveinternet.ru. Неувязка в том, что пока у iMarker маленький охват юзеров и посреди их трудно проводить масштабную маркетинговую кампанию, предупреждает аналитик. А еще операторам будет непросто объявить юзерам, что сведения о их предпочтениях передаются рекламодателям. «Это системный риск для нас как для инвесторов [в такие проекты]», говорит Косоруков. Вообщем, Чернов из «Акадо телекома» с сиим не согласен: операторы передают рекламодателям не индивидуальные данные не перечень веб-сайтов, которые посетил юзер, а информацию о принадлежности этого юзера к той либо другой группе потребителей.