Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в четверг на заседании правительства обозначил главные препятствия для роста российской экономики и представил програмку по его стимулированию.
Наружные ограничители Улюкаев лицезреет в понижении темпов роста мировой торговли. Для России это значит «долговременную стагнацию и тенденцию к понижению экспортных цен со всеми вытекающими последствиями», произнес министр в четверг на заседании правительства.
«Мы вступили в полосу длительного понижения глобальных темпов экономического роста. В особенности это видно по такому принципиальному показателю, как глобальная торговля. Она в течение ряда лет была драйвером роста - двукратное, вообщем кратное превышение темпов роста торговли над темпами общего роста. К огорчению, этот период закончился, происходит сближение, происходит сегрегация мирового рынка. Торговые войны, денежные войны и общее понижение потенциала торговли - это длительный фактор», - предупредил Улюкаев.
Снутри России единственным стимулом для экономики пока является рост доходов населения. Но это сначала соединено с ростом заработных плат бюджетников в рамках выполнения майских указов президента.
Остальные характеристики вызывают тревогу. Период восстановления российской экономики опосля кризиса закончился более одного года назад, выделил глава Минэкономразвития. Рост ВВП в первом полугодии 2013 года составил 1,7% по сопоставлению с показателями прошедшего года. Безработица возрастает крайние три месяца, при всем этом падает загрузка производственных мощностей.
Промпроизводство указывает «практически нулевой рост», вкладывательная активность - отрицательную динамику. «Спад в области незапятнанного экспорта - полоса тоже ниже нулевой отметки», - отметил министр.
В России посреди причин, ограничивающих экономический рост, Улюкаев именовал понижение конкурентоспособности российского бизнеса, «катастрофическое» понижение прибыли компаний в этом году (наиболее чем на четверть), рост настоящего действенного курса рубля, повышение толики в ВВП издержек компаний, связанных с увеличением тарифов естественных монополий и издержек на труд. «У нас лишь в самые кризисные годы - 2008 и 2009 - была выше доля», - произнес Улюкаев.
Специалисты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что глава Минэкономразвития не упомянул о остальных, более принципиальных ограничителях темпов роста экономики. В их числе препядствия делового климата, несовершенство судебной системы, чрезмерное присутствие страны в экономике, раздутый экономный сектор и резкое сокращение малого бизнеса.
«В период роста сырьевых цен за средства начинается борьба за то, чтоб быть поближе к государству. Экономный сектор раздувается, появляются тенденции к доп росту кредитования, экономика разогревается, а позже наступает похмелье. И с сиим трудно биться. Улюкаев не упомянул, что замедление инвестактивности соединено с деятельностью госкомпаний. (например, “Газпром” понизил на 2013 год инвестпрограмму на 27,6% - до 705,41 миллиардов рублей.). Он не произнес о том, что резко сократился сектор малого бизнеса из-за удушающего налогообложения. Не произнес о том, что госсектор раздут и его нужно приватизировать», - говорит Валерий Миронов, заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики.
Ограничивает рост экономики сначала неутешительное состояние делового климата. Но предложения по его улучшению относятся к полномочиям остальных ведомств, которые формально за экономический рост не отвечают, произнес Александр Морозов, основной экономист HSBC Bank по России и СНГ."Политический фактор не стоит сбрасывать со счетов. Восприятие политической ситуации в стране как удобной для ведения бизнеса, непременно, заходит в число этих причин", - отметил Морозов.
В четверг на заседании правительства рассматривались меры, предложенные Минэкономразвиия для стимулирования экономического роста.
Минэкономразвития дает обеспечить финансовую поддержку бизнеса, в том числе малого и среднего, а именно, сделать федеральный гарантийный фонд в дополнение к уже имеющейся системе региональных фондов для малого бизнеса. Еще одна мера - внедрение средств Фонда государственного благосостояния (ФНБ) для поддержки бизнеса. Улюкаев дает создать аспекты отбора проектов, которые могут претендовать на средства ФНБ и пенсионные скопления, повысить доступность банковских кредитов и улучшать механизмы государственно-частного партнерства.
Также посреди мер продление льгот по уплате страховых взносов для малого бизнеса. Льготная ставка в 20% для данной нам категории бизнесменов была введена в 2012 году (ранее она составляла 34%), срок ее деяния истекает в конце 2013-го.
Министр также дает облегчить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с госучастием и инфраструктурных монополий. В 2012 году заказы приблизительно на 700 миллиардов рублей получили конкретно компании малого и среднего бизнеса, заявил в четверг на заседании глава ФАС Игорь Артемьев.
По законодательству большие лоты должны разбиваться на наиболее маленькие - до 15 млн рублей, для того чтоб доступ к ним получили малый и средний бизнес. В 2012 году, по словам Артемьева, таковых лотов было выставлено на общую сумму наиболее 1,5 трлн рублей.
«Одну вторую данной нам суммы малые и средние компании получили без процентов, не через ссуды, не через кредиты, не через какие-то чрезвычайно сложные и обременительные процедуры, связанные с банком, а впрямую за свои сервисы в рамках муниципального заказа», - отчитался Артемьев.
Есть предложение и для возможных инвесторов. Минэкономразвития дает предоставить льготы по НДФЛ для инвесторов, которые вкладывают средства на срок наиболее 3-х лет в ценные бумаги российский эмитентов, торгующиеся на фондовом рынке.
«Упор на инфраструктурные проекты смотрится не совершенно верно, беря во внимание возможность падения цен на нефть. Все обязано строиться, исходя из принципа самоокупаемости. Никаких соинвесторов не покажется, ежели будет предполагаться предстоящая господдержка этих проектов. Инвесторы плохо оценивают перспективы российского бюджета с учетом его социальной перегруженности»,
- говорит Миронов.
Экономист считает, что нужно провоцировать возможность переезда людей из регионов с наименее слабенькой экономикой.
«Нужны меры по переобучению людей, созданию рынка дешевенького жилища, чтоб регионы с недостатком трудовых ресурсов получали приток персонала из остальных регионов. И это позволило бы сделать новейший слой малых и средних предприятий», - считает Миронов.
Вызывает вопросцы и мера по увеличению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний, указал Морозов. Эта сфера настолько непрозрачна, так что доступ к закупкам ничего не даст.
«В целом предложенные меры, кроме использования средств ФНБ, можно приветствовать. Но разглядывать их в качестве шагов, которые способны серьезно подтолкнуть экономический рост, нельзя. Мы сталкивается со структурными ограничителями российской экономики. Ежели личные компании не желают инвестировать, а госкомпании не могут, мы упираемся в тупик, из которого мерами кредитно-денежной и экономной политики выйти невозможно», - говорит эксперт.