Конкретно засилье забугорных инвесторов на рынке госдолга, напомним, подтолкнуло в России кризис 1997-1998 годов.
О вероятных рисках ЦБ предупредил в новеньком выпуске «Обзора денежной стабильности». Самые большие иностранные обладатели госдолга, следует из доклада, сосредоточены в Соединенном Царстве, США и Люксембурге.
Практически на днях глава ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с президентом предупредила, что опасности в сфере кредитования далее накапливать нельзя.
Прирастить инфографику
«Граждане, быть может, не постоянно даже соображают, какие огромные процентные ставки им придется платить. Потому тут нам как регулятору чрезвычайно принципиально принять доп решение. Мы готовим и предложения по изменению законодательства для того, чтоб этот сектор не был перегрет», - поведала президенту Набиуллина.
Высочайшими ставками по необеспеченным потребкредитам ЦБ обеспокоен с прошедшего года. Для заемщиков может стать непосильным долговое бремя, брутальные игроки потребкредитования «отбирают хлеб» у остальных банков, так как могут дозволить для себя высочайшие ставки. На данный момент у людей, набравших таковых потребкредитов, на их сервис приходится приблизительно треть дохода. Как бы не смертельно, говорит директор департамента денежной стабильности Банка России Владимир Чистюхин. Но средний доход таковых заемщиков - от 20 до 40 тыщ рублей. Опосля выплат по кредиту, оплаты коммунальных услуг, расходов на пищу и одежду, какого-то «запаса» у таковых заемщиков, вероятнее всего, не остается. И даже при незначимом изменении денежной ситуации положение таковых людей ухудшится.
ЦБ разглядывает различные варианты, чтоб ограничить рост долгов у таковых людей. «Жесткий» предугадывает потолок соотношения долга к доходу, по достижении которого банкам запретят выдачу кредита такому заемщику. По «мягкому» варианту запрета не будет, но к кредитору выставят доп требования. Два подхода дискуссируются и по ограничению полной стоимости кредита: один - запрет на ростовщическую ставку, 2-ой - введение доп требований к кредиторам. Под нормы попадут не только лишь банки, да и микрофинансовые организации и кредитные кооперативы. Сконструировать предложения и вынести их на обсуждение ЦБ хочет к сентябрю. Ежели выбор сделают в пользу «жестких» вариантов, новации можно прописать в проекте закона о потребкредитовании. Вероятные размеры соотношения характеристик в ЦБ именовать пока не готовы.
Конфигурации на рынке госдолга - новое явление. За год толика иностранцев, вложившихся в российские облигации федерального займа (ОФЗ), выросла с 7 до 30 процентов, подсчитали в ЦБ. Из 3,3 триллиона, на которые выпущено госбумаг, нерезиденты скупили ОФЗ на 930 млрд рублей. Активность разъясняется тем, что на мировом финрынке не достаточно инструментов, способных отдать доход, вступили в силу новейшие правила, облегчившие иностранцам торговлю российскими бумагами. Их приход выгоден - за счет доп средств доходность бумаг понижается, и минфин может занимать средства дешевле. В первой половине 2012 года годовые ОФЗ торговались со средней доходностью 6,4 процента, десятилетние - 8,5 процента, в 1 квартале этого года характеристики составили 5,7 и 7,1 процента соответственно. У страны возникает возможность маневра - часть пенсионных средств можно переключить с госбумаг на инфраструктурные проекты, разъясняет доктор НИУ «Высшая школа экономики» Александр Абрамов.
Но есть и обратная сторона медали. Российский рынок долга становится наиболее зависим от мировой конъюнктуры, а резкий выход нерезидентов из госбумаг может создавать давление на денежном рынке. Считается, что ежели толика нерезидентов превзойдет 50 процентов, они способны его раскачивать, признает Чистюхин. Российские банки вкладываются в ОФЗ, так как могут получать под их рефинансирование в ЦБ, продолжает Абрамов. Ежели возрастает толика нерезидентов, понижается доступ к ликвидности у российских игроков.
Вообщем, пока ЦБ существенных рисков не лицезреет. Регулятор может вмешаться в ситуацию, ежели толика нерезидентов достигнет 40 процентов, сказал Чистюхин. Рынок госдолга пока очень мал, чтоб оказывать важное влияние на денежно-кредитную политику - менее 12 процентов от ВВП, продолжает замдиректора департамента денежной стабильности Сергей Моисеев. Опасности, связанные с ролью нерезидентов, зависят от того, какого типа инвесторы приобретают бумаги, замечает Абрамов. На данный момент приходят в основном длительные игроки, делится наблюдениями эксперт.
Мониторить ситуацию тем более нужно, поддерживает Абрамов планы ЦБ. Но введение административных мер маловероятно, считает Моисеев: Россия либерализовала движение капитала. Ежели толика иностранцев сильно вырастет, можно осложнить им вход на рынок, повысив тарифы за сервис счетов, располагать ОФЗ по наиболее низкой и наименее симпатичной ставке, рассуждает Абрамов.