Федеральная таможенная служба (ФТС) 14 августа закончит использовать функцию таможенного транзита с внедрением книг интернациональных дорожных перевозок (TIR), предусмотренную Таможенной конвенцией ООН от 1975 г., сказала ФТС в письме.
На данный момент 68 государств (в том числе и Россия), подписавших конвенцию, употребляют упрощенную функцию перевозки грузов и обеспечения гарантий: не надо при каждом пересечении границы проходить досмотр и вносить таможенные платежи. Опосля досмотра в стране отправления груз пломбируется, а поставщик получает специальную книгу TIR с отрывными талонами. При пересечении границ государств - участниц конвенции довольно предъявить таковой талон: он служит денежной гарантией уплаты всех таможенных платежей. Гарант - авторизованное Интернациональным союзом авто транспорта национальное объединение, в России это Ассоциация интернациональных автоперевозчиков (АСМАП).
Когда ФТС объявила, что не станет принимать книги по процедуре TIR без денежных гарантий уплаты пошлин и налогов, предусмотренных российской процедурой, почти все не поверили, ведает советник DLA Piper Марина Лякишева, ФТС хочет письмом, даже не нормативным актом, денонсировать международную конвенцию, а заодно и нарушить Таможенный кодекс.
В России эта система работает плохо, АСМАП не выполняет обязанностей, пишет ФТС: долг АСМАП вырос с 7,3 млн руб. в 2010 г. до 16,6 млн в 2012 г. А задолженность из-за нарушения интернациональной процедуры превосходит 20 миллиардов руб.
У АСМАП остальные данные. Таможня выставила 105 требований о уплате таможенной задолженности на 92,3 млн руб., докладывает гендиректор АСМАП Андрей Курушин в письме к директору ФТС Андрею Бельянинову (копия есть у «Ведомостей»): 87 требований оплачено, 10 обжаловано в суде и признано необоснованными, только 8 (на 11,5 млн руб.) находится на рассмотрении, срок их оплаты не истек.
Те же данные, что и у АСМАП, у Интернационального союза авто транспорта, подтверждает представитель еврокомиссара по налогообложению и таможне Альгирдаса Шеметы.
Расхождений в оценке задолженности АСМАП быть не может, уверена Лякишева: в Международном союзе автотранспорта действует система Safe TIR, которая дозволяет выслеживать состояние каждой книги и долг по ней онлайн. Представитель ФТС расхождения не комментирует.
ФТС не предупреждала Интернациональный альянс авто транспорта, хотя он как раз и уполномочен ООН смотреть за действенной работой системы TIR, замечает директор департамента TIR Марек Ретельски: «Никто не соображает, чем мотивировано это необоснованное решение, принятое Россией в одностороннем порядке».
Это решение стало сюрпризом, признается Шемета в письме Бельянинову: Таможенная конвенция подразумевает, что поначалу следует провести консультации с остальными сторонами либо хотя бы поставить их в известность.
Представители правительства и Минэкономразвития не смогли откомментировать ситуацию. Федеральный чиновник, знакомый с неувязкой, увидел, что решение ФТС следовало бы оформить в виде нормативно-правового акта, который был должен пройти оценку регулирующего действия с ролью заинтересованных сторон.
Бизнес готовится к росту издержек. Компаниям придется оформлять сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей, при поставке оригинал этого сертификата необходимо будет привезти на границу, разъясняет Лякишева: «Какое уж здесь электронное декларирование?» Даже при оформлении банковской гарантии либо подготовительном декларировании и перечислении всех платежей еще до заезда продуктов основанием для пропуска продукта через границу все равно будет оригинал сертификата на уплату, подчеркивает она.
Правда, есть кандидатура предъявлению оригинала сертификата на границе, знает Лякишева, но тогда будет нужно контракт поручительства с ФТС, а выдает такие поручительства практически лишь ФГУП «Ростэк». Стоимость книги TIR - $50-100, продолжает Лякишева, а сервисы «Ростэка» обходятся в 1000 руб. за доставку продукта на 20 м через границу и от 30 000 до 60 000 руб. - за доставку во внутренний таможенный орган.
Время дороже, поставки должны быть бесперебойными, замечает управляющий департамента логистики Supra Константин Алехин: «На границе работает лишь “Ростэк”, и складывается чувство, что решение ориентировано на его поддержку».
Решение стукнет по импортерам как раз в высочайший сезон - в сентябре - октябре, отмечает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, цены возрастут, а часть продуктов будет поступать с задержкой.