Хотя банки по-прежнему убеждены, что регистрировать товарный символ на общеупотребимое выражение противозаконно, они начали отрешаться от патентованного «Русским стандартом» наименования «подарочная карта». Как стало понятно «Ъ», Промсвязьбанк, ранее выпускавший подарочные карты, подписал соглашение с «Русский стандартом» о прекращении нарушения его прав и изменил наименование продукта на «поздравительная карта». «Суть осталась прежней - это предоплаченная банковская карта номиналом менее 15 тыс. руб., но она носит другое заглавие,- говорит “Ъ” директор департамента розничных товаров и технологий Промсвязьбанка Иван Пятков.- Этот продукт был запущен в июле, ранее эмитированные карты продавались до конца апреля, после этого тиражи были уничтожены». В «Русском стандарте» подтвердили факт заключения соглашения с Промсвязьбанком, отказавшись от дальнейших комментариев.
Правомерность использования наименования «подарочная карта» для всераспространенного банковского продукта была поставлена под колебание «Русским стандартом» сначала этого года (см. «Ъ» от 11 февраля). Тогда он направил в адресок расчетной небанковской кредитной организации (РНКО) «Платежный центр» и ряда остальных эмитентов карт письмо с указанием на то, что он является владельцем исключительных прав на товарный символ «подарочная карта» и просит прекратить его внедрение. В неприятном случае банк грозил обратиться в трибунал с требованием о прекращении эксплуатации товарного знака и выплате компенсации. Вообщем, пока отыскать в картотеке иски «Русского стандарта» по данному вопросцу не удалось. В свою очередь, около 7 кредитных организаций, получивших такие претензии, через ассоциацию «Национальный платежный совет» намеревались подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о ограничении конкуренции. В ассоциации от комментариев отказались, но, по сведениям «Ъ», пока такие жалобы ни в ФАС, ни в Роспатент не подавались.
В то же время Промсвязьбанк не единственный участник рынка, решивший наиболее не применять подарочные карты. По инфы «Ъ», РНКО «Платежный центр» (бренд «Золотая корона»), выпускающая подарочные карты для Сбербанка, «Меги» и «Афимолл Сити», разглядывает вопросец о переименовании данных карт. В «Платежном центре» от комментариев отказались. В Альфа-банке, выпускавшем предоплаченные подарочные карты вместе с ритейлером re:Store, заявили, что на этот момент не ведут выпуск этих карт, уточнив, но, что претензий от «Русского стандарта» не получали и с его патентом это не соединено. Объяснить, в чем причина приостановки выпуска подарочных карт, в Альфа-банке отказались.
Согласиться с требованиями «Русского стандарта» для банков проще и скорее, чем пробовать их оспорить, считают юристы. «Банки могут дождаться, когда “Российский эталон” пойдет в трибунал и попробует оспорить регистрацию товарного знака во встречном иске,- рассуждает юрист Столичной коллегии адвокатов “Николаев и партнеры” Василий Моисеев.- Они также могут сами обратиться в Палату по патентным спорам, получить отказ, а уже позже оговаривать его в арбитражном суде, но в любом случае разбирательство может затянуться не на один год и обернуться для банков временными и финансовыми потерями, потому им проще переименовать продукт». Расходы на переименование, по словам Ивана Пяткова, совершенно незначимые, но их размер он именовать отказался.
Ольга Ъ-Шестопал