Трансатлантический торговый альянс США и Евросоюза не поможет либерализации мировой торговли, произнес FT Лами (его возможности истекают 31 августа 2013 г., преемник бразильский дипломат Роберто Азеведо).
О начале переговоров США и Евросоюз объявили в июле. Их соглашение коснется половины мировой экономики, принесет Евросоюзу 100 миллиардов фунтов стерлингов, США 80 миллиардов, остальным странам 85 миллиардов, перечисляли выигрыши президент США Барак Обама и английский премьер Дэвид Кэмерон.
Товарооборот США и Евросоюза составил в прошедшем году $646,6 миллиардов. США для Евросоюза наикрупнейший рынок сбыта и 3-ий по значимости поставщик продуктов, для США Евросоюз партнер номер два по обоим показателям (данные Еврокомиссии). Это соглашение изменит глобальные правила игры, обещал президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
Контракт добавит 0,5% ВВП странам Евросоюза к 2027 г., США 0,4%, южноамериканские компании благодаря соглашению сумеют сэкономить $6,4 миллиардов (данные Bloomberg, Глобального банка и Еврокомиссии).
Но неясно, как новое соглашение впишется в существующую систему мировой торговли и можно ли вообщем cовместить разные правила, отмечает Лами: есть ВТО, уже 5 лет ведутся переговоры о разработке Транстихоокеанского партнерства 11 государств, дохийский раунд переговоров о предстоящей либерализации торговли застопорился (начат в 2001 г.).
Есть удачные случаи совмещения правил ВТО и регионального союза, к примеру АТЭС, признает ВТО. Меры по понижению торговых барьеров в странах АТЭС посодействовали уменьшить транзакционные издержки на 10% в 2002-2010 гг. и дозволили бизнесу сэкономить около $60 миллиардов, к 2015 г. эта сумма возрастет еще на $6 миллиардов, а валовой региональный продукт на $21 миллиардов. Посодействовало упрощение процедуры таможенного дизайна, а не так давно страны одобрили систему электронной обработки грузов.
Но ни одно из ранее подписанных региональных двусторонних либо многосторонних соглашений не приводило к автоматическому сокращению субсидий, этого не будет и в предстоящем, считает Лами: субсидии одна из основных заморочек интернациональной торговли, при их сохранении понижение таможенных барьеров может не отдать эффекта. Размер лишь топливных субсидий Интернациональный денежный фонд оценивает в $1,9 трлн, это 8% глобальных госрасходов и 2,5% мирового ВВП; на первом месте по их использованию США ($502 миллиардов). Кризис и административные меры еще более прирастили перекос, из-за их издержки мирового товарооборота выросли на 10%, подсчитали в ВТО: заместо либерализации усиливается наклон в сторону изоляционизма.
Почти все страны пока предпочитают быстрее защищать старенькые бастионы, а не двигаться в сторону либерализации торговли, признает чиновник Еврокомиссии. В прошедшем году рост мировой торговли замедлился с 5,2 до 2%, размер товарного экспорта составил $18,3 трлн. Такое замедление напоминание о значимых структурных дилеммах экономики, которые опосля кризиса так не удалось решить, пишет ВТО. Этот год станет еще одним периодом вялого роста мировой торговли темпы составят 2,1%, что существенно ниже среднего результата за 20 лет (5,3%) и докризисного уровня в 6% (1990-2008 гг.).