Кети Пэвер открыла маленькую фирму в 1971 г., получив ссуду в банке размером всего в 200 фунтов стерлингов (по сегодняшнему курсу $311). Банк не желал давать средства на кредитование бизнеса, зато ссудил сумму на покупку дивана. Пэвер взяла средства, и банковский менеджер так никогда не вызнал, купила ли она диванчик.
Она предлагала продукцию соседям и торговала в сельских клубах. Равномерно обувь стала продаваться по всему северу Великобритании, а годовой размер продаж достиг 60 млн фунтов стерлингов ($93,05 млн). Но компания сохранила простоту в разговоре с клиентами, постоянно интересовалась тем, что они желают.
Логотип на видном месте
В английских магазинах компании эталоны моделей выставлены рядами, а весь ассортимент обуви стоит здесь же в коробках. Это существенно понижает расходы на персонал магазинов. В Индии, на которую приходится четверть продаж компании, просторные магазины Pavers раскрашены в цвета английского флага. Стенки выложены ракушечником и увешаны всякой мишурой. Стюарт Пэвер прислушивается к мнению собственных индийских служащих по поводу того, как лучше расставлять продукт в магазине. «В Англии мы пытаемся одеваться незаметно, говорит он. А в развивающихся странах люди не желают быть неприметными. Мои сотрудники передавали мне слова клиентов, которые говорили: «Я желаю, чтоб люди лицезрели, что я купил обувь Pavers England. И чтоб на видном месте были английский флаг и логотип».
Мысль выйти на индийский рынок родилась спонтанно. Ютсав Сет, сейчас гендиректор Pavers England, вспоминает, как они совместно со Стюартом Пэвером ворачивались из пробной поездки в Китай: «Была гроза. Самолет пробивался через гром и молнию. И я нервничал. Чтоб отвлечь меня, Стюарт произнес: А что ежели открыть розничную компанию в Индии? Мы взяли в руки карандаши и набросали план». К наименованию Pavers прибавили слово England. И родилось совместное предприятие с Foresight Group. «Мы европейский бренд с индийским сердечком, а сердечко это наш отдел научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок», говорит сейчас Сет. До открытия магазинов в Мумбаи компания два года занималась разработкой продукта. Она инвестировала $6 млн в исследовательский центр, где сейчас 150 служащих занимаются исследованием материалов для производства обуви и дизайнерскими разработками продукции, созданной для реализации в остальных странах.
Финансово накладная страна
Бизнесмен говорит, что почти все специалисты в сфере розничных продаж считают, как будто индийский рынок должен повторить путь развития, пройденный Китаем, но отстает на данный момент от крайнего на 12-15 лет. «Площади для розничной торговли стоят чрезвычайно недешево. В Индии вообщем чрезвычайно недешево. А их логистическая система просто полный кошмар», разъясняет бизнесмен. По его словам, неважно какая поставка, даже самая маленькая, просит наполнения как минимум 13 документов, которые все должны быть подписаны от руки и датированы. «Если что-то не совершенно законно, грузовик задерживается на границе, пока не придет новенькая партия», ведает он. Пэвер каждые полтора месяца проводит в Индии до 10 дней.