Суверенному фонду Норвегии ($760 миллиардов) необходимо отыскать наиболее конкурентоспособную модель, которая дозволит прирастить отдачу от инвестиций, заявил премьер Йенс Столтенберг. Cтруктура фонда не изменялась с момента его сотворения в 1996 г. Роста доходности инвестиций не бывает без роста рисков, предупреждает фаворит оппозиционной консервативной партии Эрна Сольберг.
Суверенный фонд Норвегии возрос в 4 раза с 2005 г. и вырастет еще на 50% к 2020 г., предсказывает правительство. Но средний уровень возврата капитала за вычетом расходов на управление ниже установленной парламентом нормы в 4% 3,17% с 1998 г. (данные Bloomberg). Во II квартале норвежский суверенный фонд заработал 17 млн крон ($2,9 миллиардов), отдача от инвестиций 0,1% против 5,4% в I квартале, акции в ранце фонда подорожали на 0,9%, недвижимость на 3,9%, облигации подешевели на 1,4%. По мандату фонда 60% его активов должны быть расположены в акциях, 35-40% в облигациях и 5% в недвижимости. Судить о эффективности фонда в Норвегии по сопоставлению с иными странами тяжело: большая часть суверенных фондов не являются прозрачными, отмечает Рэчел Зиемба из Roubini Global Economics.
Улучшать систему управления норвежский фонд уже начал: сначала августа был сотворен управляющий совет директоров из 3-х человек, его задачка сделать наиболее активным управление инвестициями в компании (ежели толика превосходит 5%).
Норвегия не единственная страна, которая сделала 2-ой совет директоров в фонде, отмечает Ник Толчард из Invesco: это делают страны Северной Европы и Австралия. Суверенные фонды утратили много средств из-за кризиса, на данный момент они усиливают управление и надзор, инвестиции в активы в Азии и на Ближнем Востоке также требуют доборной проверки, объясняет он.
Почти все суверенные фонды пробуют отыскать пригодную структуру управления, которая подразумевает разделение функций обладателя и менеджмента, отмечает Элиот Калтер из Tufts University: «Но хоть какому суверенному фонду трудно быть наиболее прозрачным либо действенным, чем в целом страна».
Российский фонд государственного благосостояния (ФНБ, сотворен в феврале 2008 г.) вырос во II квартале на 0,33% до $86,47 миллиардов, с 2008 г. в 2,7 раза, ставка по расположенным в ВЭБе депозитам 6,25% и 7,25%. Резервный фонд возрос во II квартале на 0,9% до $84,71 миллиардов, с 2008 г. сократился на 31,8%. Можно выудили и повысить доходность использования средств российских фондов, но их размер не так велик, как в Норвегии, и они выполняют роль «подушки безопасности», которая может употребляться в период кризиса, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: «Полностью не ясна и функция ФНБ в какие проекты могут вкладываться средства, потому идет активный торг за внедрение этих денег». Из него планируется выделить 450 миллиардов руб. на инфраструктуру (скоростную магистраль Москва Казань, Центральную кольцевую автодорогу, модернизацию БАМа и Транссиба). В правительственном плане по стимулированию экономики предполагается также применять 100 миллиардов руб. из ФНБ для кредитования малого и среднего бизнеса.
Направленная Минфином в правительство Экономная стратегия России до 2030 г. подразумевает, что ФНБ до 2020 г. пополняться не будет и применять его для финансирования разных проектов нецелесообразно по двум причинам: практики реализации самоокупаемых проектов нет, есть пенсионные опасности.
Расчеты Минфина также демонстрируют, что средств резервного фонда хватит лишь на год, ежели из-за кризиса стоимость на нефть свалится в два раза до 2019 г. Но ежели потрясений не случится, размер резервного фонда превзойдет ненефтегазовый недостаток бюджета и к 2020 г. достигнет 7% ВВП против 4,2% на данный момент.
Применены материалы FT