Дискуссия о разработке в России мегарегулятора длилась крайние шесть-семь лет. Катализатором действий по консолидации денежного регулирования во почти всех странах стал кризис 2008 года, который подтвердил эффективность модели мегарегулятора. Эта модель соединяет задачки денежно-кредитной политики и всепригодного надзора за всеми участниками денежного рынка, позволяя контролировать опасности во всех его секторах, обеспечивая финансовую стабильность системы в целом и создавая базы для устойчивого экономического роста.
НОВАЦИИ
Вступающий 1 сентября в силу пакет законов о разработке мегарегулятора дополняет перечень подопечных Центробанка некредитными финансовыми организациями - страховыми и микрофинансовыми, профучастниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями ПИФов и НПФ, кредитными кооперативами, рейтинговыми агентствами, депозитариями, БКИ и иными.
Банк России наделяется в секторах собственной ответственности возможностями по нормативно-правовому регулированию, но не правом законодательной инициативы (регулятор сумеет вносить законопроекты в правительство и президенту, но не в Госдуму). При всем этом в сфере страхового надзора ЦБ будет разделять возможности с правительством РФ. Новейшей для ЦБ станет деятельность по защите прав акционеров, застрахованных лиц по неотклонимому пенсионному страхованию, вкладчиков и участников НПФ.
Произойдет ряд конфигураций и в системе управления. Банк России не только лишь делает службу по денежным рынкам, да и должен для предотвращения конфликта интересов обеспечить разделение возможностей меж заместителями председателя ЦБ. На замену Швецову, который курировал денежно-кредитную политику, включая операции регулятора на финрынках, придет новейший зампред. СМИ прочат эту должность главе экспертного управления президента РФ Ксении Юдаевой.
Количество членов совета директоров ЦБ возрастет до 15 с 13 человек, а срок их возможностей продлен на год - до 5 лет. Совет директоров в новеньком составе должен быть сформирован до 1 ноября. Коллегиальный орган ЦБ - Государственный банковский совет - преобразуется в Государственный денежный совет (НФС). На неизменной базе создается комитет денежного надзора, через который будет осуществляться реализация функций ЦБ в сфере денежных рынков.
ДРАЙВЕР РОСТА
Создание одного денежного регулятора совпало с драматичным замедлением темпов экономического роста в России, который, по оценке Минэкономразвития, не превзойдет 2% по итогам года. Члены правительства не один раз упрекали Центробанк, проводящий на фоне высочайшей инфляции равномерно твердую денежно-кредитную политику, в нежелании поделить ответственность за экономический рост.
Меж тем, ожидаемое увеличение свойства регулирования на денежных рынках в итоге его приближения к банковскому будет содействовать созданию цивилизованной институциональной среды, которая является нужным условием вкладывательного роста. Конкретно институциональные и структурные ограничения, а не отсутствие монетарной накачки, специалисты именуют в качестве главных обстоятельств торможения экономики.
В свою очередь концентрация усилий регулятора на задачке заслуги стабильно низкой инфляции будет содействовать понижению уровня неопределенности в экономике и в конечном итоге - экономическому росту. Закон о разработке мегарегулятора скорректировал основную целью денежно-кредитной политики ЦБ, вменив Банку России в обязанность обеспечение стойкости рубля средством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования критерий сбалансированного и устойчивого экономического роста.
Сразу закон снял ограничение одним годом срока рефинансирования банков в ЦБ, создав доп способности для проведения политики количественного смягчения.