Сейчас большая часть морских судов из Европы в Азию следует через Суэцкий канал. Но этот путь подступает внутренностями - в особенности большие корабли, которые из-за собственных габаритов не могут пройти по каналу, обязаны отчаливать в обход Африки. А это крюк в несколько тыщ км. Путь из Европы в Азию по северным морям намного короче, но грозный климат не дозволял его коммерческое внедрение. Комментирует заведующий отделом Арктического и Антарктического НИИ Сергей Прямиков:
«Этот путь вправду короче, но при всем этом мы должны учесть, что суда идут через лед, потому скорость меньше, а расходы горючего больше. Часто употребляется ледокольная проводка, что уравнивает экономические характеристики по сопоставлению с теми, которые характерны для пути через Суэцкий канал, либо вокруг Африки. С одной стороны, дистанция чрезвычайно маленькая, но преодолевается она с некими трудностями, которые влияют на эффективность транзитного трафика».
- Горячие споры в арктических льдах (АУДИО)
Крайние пару лет площадь ледового покрова в Арктике сокращается. Ученые разъясняют это общим потеплением климата. Ежели этот процесс продолжится, то к 2021 году Северный морской путь будет открыт восемь месяцев в году, а морское сообщение через Арктику вырастет приблизительно в 10 раз - таковой прогноз сделал капитан российского флота атомных ледоколов Валентин Даянц. В перспективе это может привести к суровым изменениям в мировой логистике. Специалисты Морского института Южной Кореи подразумевают, что к 2030 году на долю Северного морского пути будет приходиться приблизительно четверть всех торговых перевозок меж Европой и Азией. Директор Российского музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский, считает, что основания для таковых прогнозов есть:
«В 2011 году у нас там прошло 11 кораблей, а в 2012 уже 49 кораблей. Налицо прогресс. А в этом году уже отмечен абсолютный минимум площади дрейфующих льдов - побит даже рекорд 2007 года. Тенденция таковая пока сохраняется. То, что пропускная способность Севморпути естественным образом возрастет за счет того, что лед отходит, его площадь мозга - это полностью настоящая перспектива».
- Российский ответ на арктический ажиотаж
Невзирая на кризис, почти все экономисты предсказывают повышение грузооборота меж Евросоюзом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. А означает, и потребность в транзитном трафике будет расти. Но Россия сумеет выступать не только лишь в роли транзитера. Основную номенклатуру перевозок по Северному морскому пути составят нефть и газ с северных месторождений России, считает заведующий отделом Арктического и Антарктического НИИ Сергей Прямиков:
«Конечно, при освоении месторождений в Карском море, Баренцевом море, месторождений углеводородов на берегах Обской губки, роль Северного морского пути и трафика на Восток чрезвычайно велика. И для экономического развития наших арктических регионов, и для всего государства».
Принципиально не упустить момент - в среднесрочной перспективе ледовая обстановка будет благоприятствовать судоходству. Но после чего ученые обещают новейшие похолодания и, как следствие, ухудшение критерий для мореплавания.