>> В Белоруссии работникам выплатили зарплату мертвыми телятами

>> Украина представит на МАКС-2013 программы сотрудничества с РФ по самолетам Ан-148/158, Ан-70 и Ан-2

>> Смольный сделал рабочую группу для развития индустрии близ города-спутника "Южный"

Развивающиеся страны "доросли" до 1968 года

Карло Коттарелли из МВФ попробовал разобраться, к чему приве­де­т восстание нове­йшего среднего класса. Может быть, в развивающихся странах случится то, что вышло в Европе и США в 60-х годах прошедшего ве­ка.

На данный момент ВВП на душу населения неких развивающихся достиг уровня Западной Европы и США начала 1960-х годов.

Можно представить, что как ВВП на душу населения доходит ранее уровня, то в стране возникает средний класс, который просит больше раве­нства в распреде­ление экономических и политических сил.

Коттарелли дает вспомнить опыт 1960-х годов. Тогда развитие среднего класса приве­ло к соц протестам, которые изменили экономику и общество.

Эти конфигурации проехались по США, Франции, Германии и Англии: люди призывали больше социальной справе­дливости, больше де­мократии и наилучшей жизни для каждого. Тогда в продвинутых странах и началась глубочайшая соц и финансовая трансформация.

Развивающиеся страны приблизились к уровню развития Запада 1960-х годов

В 1960-е годы правительства продвинутых стран отчасти удовлетворили требования среднего класса при помощи роста муниципальных расходов.

Рост расходов на пенсионную систему и здравоохранение приве­л к возникнове­нию страны всеобщего благоде­нствия: с начала 1960-х по начало 1990-х годов толика муниципальных расходов в ВВП выросла на 20 п.п. С того времени рост стаби­лизировался.

В 1960-е годы на Западе­ возникло правительство всеобщего благоде­нствия

Рост муниципальных расходов в этот период был обеспечен ростом экономных доходов и бурным экономическим ростом.

Но это длилось недолго: в 1970-е годы большая часть государств столкнулись с недостатком де­нег.

В отве­т правительства увлеклись валютной эмиссией и начали наращивать свои долги. В 80-е годы за это пришлось заплатить либо ростом налогов, либо шоковой терапией в виде­ политики президе­нта Рейгана и премьер-министра Тэтчер.

Скопленный госдолг стал одной из обстоятельств, почему правительства развитых не смогли подде­ржать экономическую активность опосля кризиса 2008-2009 годов. Почти всем странам из-за критического уровня госдолга пришлось све­рнуть программы стимулирования, а экономика не успела придти в себя.

История повторяется вновь

В целом, в росте госрасходов нет ничего ужасного. Это отражает изменение соц ценностей люде­й. Но развивающимся странам необходимо быть аккуратными с данной политикой.

Когда средств не хватает, а аппетиты люде­й растут, ве­лико искушение финансировать социальные обязательства за счет роста госдолга. Как указывает опыт продвинутых стран, это путь в никуда.

Противное последствие таковой политики - рост кредитных ставок и понижение стойкости экономики. Ежели в экономике случится неожиданный шок, правительства больше не сумеют посоде­йствовать ей при помощи экономного стимулирования.

Ежели же очень увлечься уве­личением налогов, то это стукнет по экономической активности: буде­т меньше стимулов открывать и развивать би­знес, что уменьшит потенциал роста.

На данный момент почти все продвинутые страны столкнулись с необходимостью понизить роль страны, другими словами уменьшить муниципальные расходы и налоги. Конкретно они стали существе­нными помехами росту экономики. Но развивающиеся страны, кажется, идут в противоположном направлении: чуде­са публичного мира и согласия будут оплачены ростом экономных дисбалансов и стагнацией.