«Ведомостям» удалось ознакомиться с проектом новейшей транспортной стратегии Столичного региона до 2020 г. Она подготовлена НИиПИ генплана по заказу дирекции Столичного транспортного узла. Сначала июля документ дискуссировался на Координационном совете по развитию транспортной системы столицы и области.
Прежняя стратегия была разработана Минтрансом еще при мэре Юрии Лужкове и была в формате научно-исследовательской работы, говорит столичный чиновник, участвовавший в разработке программы. Она взята за базу, объемы финансирования сравнимы, но программы скомпонованы по-разному. Главные задачки остаются постоянными развитие и популяризация публичного транспорта, увеличение сохранности, укрепление связей меж районами региона методом развития поперечных магистралей, оптимизация грузоперевозок. Все мероприятия взаимоувязаны и эффект будет лишь при комплексной реализации программы (см. таблицу), говорит чиновник. «Если мы строим больше стальных дорог, то частота движения поездов возрастает, соответственно, на переездах автомобилистам придется стоять подольше. Означает, необходимо строить больше путепроводов», приводит он пример. А сокращение грузопотока, в особенности транзитного, просит большего количества терминально-логистических центров в области.
Создатели программы попробовали просчитать и социально-экономический эффект от ее реализации: время пассажиров в пути, себестоимость пассажирских и грузовых перевозок, аварийность и экологическую нагрузку (см. таблицу). Каждый вложенный рубль должен принести экономике региона 1,53 руб., издержки окупятся на 18-й год реализации проекта.
Общественная стоимость стратегии по мотивированному сценарию 6,551 трлн руб. (по консервативному 4,068 трлн), в том числе 728 миллиардов из федерального бюджета. Самые затратные подпрограммы (всего 10) авто дороги и улично-дорожная сеть (3,193 трлн руб.), развитие жд транспорта (1,186 трлн) и метрополитена (1078 трлн). Но размер финансирования превосходит уже подтвержденные инвестиции на 2,317 трлн руб. (по консервативному сценарию на 422 миллиардов).
Стратегия станет подпрограммой федеральной мотивированной программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России», так что инвестиции будут доказаны бюджетами всех уровней, комментирует столичный чиновник. ФЦП утверждает премьер Дмитрий Медведев, но ранее программа обязана быть согласована профильными ведомствами Минтрансом, Минэкономразвития и Минфином. Стать частью ФЦП столичная программа не может, потому что это противоречит Экономному кодексу, говорит представитель Минтранса, к тому же числа по инвестициям неокончательные и еще будут изменяться.
Чиновник Минэкономразвития говорит, что в его ведомстве новейших предложений правительства Москвы пока не лицезрели, но именует маловероятным выделение запрашиваемых 728 миллиардов руб.: «В бюджет уже заложены средства на развитие Столичного авиаузла. Выделение каких-либо доп средств может быть, но необходимо глядеть, что непосредственно дает правительство Москвы». Представитель Минфина вчера вечерком не сумел предоставить комменты. Представитель НИиПИ генплана рекомендовал обратиться за комментами к заказчику программы, и. о. гендиректора дирекции Столичного транспортного узла Виктор Еремин через представителя отказался от комментариев.
Чем больше просишь, тем больше получишь, шутит партнер Strategy Partners Александр Ованесов. За 7-8 лет может быть поменять транспортную ситуацию в регионе, считает он, но необходимо не только лишь инвестировать в инфраструктуру, да и поменять систему управления и регулирования вводить платные дороги, парковки, ограничивать заезд.