По мнению профессионалов, сама по для себя схема операционного лизинга, которая ранее практически не применялась в России, перспективна, но ей может помешать «невысокая эффективность» Sukhoi Superjet-100.
Объединенная авиастроительная компания (ОАК) и «Сбербанк Лизинг» вчера на авиасалоне МАКС-2013 (см. стр. 5) подписали меморандум о намерениях, который подразумевает «совместное продвижение» Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) в России и за рубежом. В рамках соглашения производитель SSJ-100 ГСС (заходит в ОАК) и «Сбербанк Лизинг» планируют сделать СП, которое будет брать самолеты и потом передавать их в операционный лизинг авиакомпаниям. Конкретно для реализации схемы операционного лизинга и создается СП, которое будет собственником самолетов. На первом шаге планируется парк в 50 самолетов каталожной стоимостью $1,5-2 миллиардов. Пока толики сторон в СП не определены, окончательные характеристики проекта будут утверждены до конца года.
Старший вице-президент ГСС по экономике и финансам Артем Погосян объяснил «Ъ», что СП рассчитывает сдавать самолеты в лизинг «на два-три года» сначала авиакомпаниям «второго эшелона», хотя большие перевозчики «тоже рассматриваются как потенциальные клиенты». «Операционный лизинг быть может неплохой возможностью для маленьких авиакомпаний, которые не могут приобрести самолет»,- говорит государь Погосян. На самом деле, идет речь о сдаче самолетов в длительную аренду - в отличие от схемы денежного лизинга они будут оставаться в принадлежности СП, которому авиакомпании будут платить лизинговые платежи лишь во время использования самолета. «Если перевозчик потом захотит купить самолеты, мы сумеет предложить и денежный лизинг»,- отмечает топ-менеджер.
Он добавляет, что «пул стартовых заказчиков определяется». Источники «Ъ» в отрасли отмечают, что речь сначала идет о российских авиакомпаниях, прорабатывается возможность контрактов на Ближнем Востоке и в Европе. Артем Погосян убеждает, что в России схема операционного лизинга самолетов «в большом масштабе» реализуется в первый раз. Глава «Сбербанк Лизинга» Дмитрий Ерошок уточнил «Ъ», что она быть может в перспективе реализована «как вариант» для продвижения и самолета МС-21, который разрабатывает компания «Иркут».
ГСС начала поставлять серийные SSJ-100 с весны 2011 года. На начало августа поставлено 19 самолетов. Самолет эксплуатирует «Аэрофлот», «Якутия», также индонезийская и лаосская авиакомпании. Портфель заказов включает 179 жестких контрактов. Всего до 2030 года ГСС желает реализовать до 800 SSJ-100 в разных конфигурациях.
По словам представителя лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК, вчера подписала договор на 25 SSJ, 1-ые поставки клиентам из Юго-Восточной Азии и Близкого Востока намечены на 2015 год), в мире наиболее 40% самолетов передается заказчику в операционный лизинг. ГСС также сотрудничает с «ВЭБ-лизингом», но по схемам денежного лизинга. В компании не комментируют кооперативный проект ГСС с соперником.
По мнению главы Infomost Бориса Рыбака, схема операционного лизинга представляет особенный энтузиазм для российских авиакомпаний. Самолеты обходятся перевозчикам дешевле, а означает, ее финансовая загрузка значительно меньше. Но, добавляет эксперт, первоочередная задачка для ГСС - «научиться создавать самолеты». По оценкам главы «Infoline-Аналитики» Миши Бурмистрова, ежели все 50 самолетов будут сданы в оперлизинг, это может приносить СП до $15-20 млн за месяц, беря во внимание, что обычная ставка составляет около 1% за месяц от цены 1-го самолета. Эксперт добавляет, что российские авиакомпании до 70% самолетов иностранного производства употребляют в рамках схем операционного лизинга.
По мнению государя Бурмистрова, главные опасности для «Сбербанк Лизинга» соединены с тем, что SSJ-100 «еще не доведен до ума» и его доработка востребует более 2-ух лет. В итоге, объясняет эксперт, СП может оказаться обладателем не самых действенных самолетов, ликвидность которых будет сравнимо невысока, а издержки на поддержание летной готовности и темпы утраты стоимости в процессе эксплуатации, напротив, высочайшими. Видимо, потому «Сбербанк Лизинг» и решил поделить опасности в рамках СП с ГСС.
Егор Ъ-Попов, Елизавета Ъ-Кузнецова