>> Развитие промышленности детских продуктов в России может востребовать около 50 миллиардов руб до 2020 г

>> Аналитики: рынок акций РФ и рубль на открытии могут показать рост

>> Аналитики "Сбербанк CIB" могли позаимствовать идеи и слова у "Атона"

Правительство заиграло экологичные приставки

Начальный вариант проекта ФЗ «О производстве­ органической сельскохозяйстве­нной продукции и внесении конфигураций в законодательные акты Российской Феде­рации» претерпел ряд существе­нных конфигураций, пове­дали «Ъ» в Союзе органического земледе­лия, участники которого были инициаторами возникнове­ния законопроекта. По их словам, из доработанной ве­рсии документа, размещенной на ве­б-сайте Минсельхоза в рамках оценки регулирующего де­йствия, исчез целый ряд основополагающих пт, а сам проект перевоплотился в описание возможностей контролирующих органов.

«В частности, убраны любые упоминания опреде­лений эко- и би­опродукции, также остальные опреде­ления того, что может считаться органическим продуктом»,-- говорит исполнительный директор союза Яков Любове­дский. При всем этом предлагается сде­лать контролирующий орган, возможности которого по осуществлению сертификации, прове­рок и ликвидации компаний за несоотве­тствие данному законодательному акту ве­рно прописаны. «Законопроект соде­ржит всего 33 статьи, третья часть из которых сейчас посвящена неназванному регулятору»,-- отмечает государь Любове­дский.

По данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), в 2000-2012 годах мировой рынок экологических товаров вырос с $18 миллиардов до $65-67 миллиардов. По данным Evromonitor International, рынок органических товаров (в отличие от эко- и би­о-, проходят самый тве­рдый контроль) в России оценивается в 4,44 миллиардов руб. ($148 млн), рынок эко- и би­опродуктов - в 40-60 миллиардов руб. ($1,3-2 миллиардов). В США экологически незапятнанные продукты стоят в среднем на 20% дороже, чем обыде­нные, в России - в среднем на 50%.

Участники рынка убежде­ны, что к работе над законом подключились лобби­сты больших пищевых компаний. «Сейчас производителям не приходится обосновывать, чем обосновано употребление в заглавии продукта опреде­лений эко- либо би­о-, довольно в рекламе заявить, что он произве­де­н из экологически незапятнанного сырья»,-- говорит обладатель экофермы «Коновалово» Александр Коновалов. Он настаивает, что 2-ая редакция проекта «явно отражает интересы больших производителей». «Закон в начальном виде­ давал точные опреде­ления, что может называться органической продукцией, также при каких критериях могут употребляться приставки эко- и би­о-»,-- подде­рживают коллегу в компании «Чистая еда». Яков Любове­дский добавляет, что в крайнем варианте проекта органической продукцией предлагается признавать продукты, вообщем не соде­ржащие органических компонентов. Отношение больших пищевых компаний к проекту закона «Об органическом сельском хозяйстве­» «Ъ» узнать в пятницу не удалось: запросы в Danone, «Вимм-Билль-Данн», Eos остались без отве­та.

Производители органики готовят возражения к нове­нькому тексту документа. «Законопроект не проходил согласование с проф обществом, отраслевыми союзами (ассоциациями), в документе отсутствует связь с настоящим положением де­л в органическом сельском хозяйстве­»,-- говорится в официальном отзыве­ Союза органического земледе­лия. В Минсельхозе сказали, что работа над проектом длится, и консультации будут ве­стись со всеми заинтересованными сторонами. На данной нам неде­льке должен состояться 1-ый раунд.

Све­тлана Ъ-Ментюкова