Начальный вариант проекта ФЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении конфигураций в законодательные акты Российской Федерации» претерпел ряд существенных конфигураций, поведали «Ъ» в Союзе органического земледелия, участники которого были инициаторами возникновения законопроекта. По их словам, из доработанной версии документа, размещенной на веб-сайте Минсельхоза в рамках оценки регулирующего действия, исчез целый ряд основополагающих пт, а сам проект перевоплотился в описание возможностей контролирующих органов.
«В частности, убраны любые упоминания определений эко- и биопродукции, также остальные определения того, что может считаться органическим продуктом»,-- говорит исполнительный директор союза Яков Любоведский. При всем этом предлагается сделать контролирующий орган, возможности которого по осуществлению сертификации, проверок и ликвидации компаний за несоответствие данному законодательному акту верно прописаны. «Законопроект содержит всего 33 статьи, третья часть из которых сейчас посвящена неназванному регулятору»,-- отмечает государь Любоведский.
По данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), в 2000-2012 годах мировой рынок экологических товаров вырос с $18 миллиардов до $65-67 миллиардов. По данным Evromonitor International, рынок органических товаров (в отличие от эко- и био-, проходят самый твердый контроль) в России оценивается в 4,44 миллиардов руб. ($148 млн), рынок эко- и биопродуктов - в 40-60 миллиардов руб. ($1,3-2 миллиардов). В США экологически незапятнанные продукты стоят в среднем на 20% дороже, чем обыденные, в России - в среднем на 50%.
Участники рынка убеждены, что к работе над законом подключились лоббисты больших пищевых компаний. «Сейчас производителям не приходится обосновывать, чем обосновано употребление в заглавии продукта определений эко- либо био-, довольно в рекламе заявить, что он произведен из экологически незапятнанного сырья»,-- говорит обладатель экофермы «Коновалово» Александр Коновалов. Он настаивает, что 2-ая редакция проекта «явно отражает интересы больших производителей». «Закон в начальном виде давал точные определения, что может называться органической продукцией, также при каких критериях могут употребляться приставки эко- и био-»,-- поддерживают коллегу в компании «Чистая еда». Яков Любоведский добавляет, что в крайнем варианте проекта органической продукцией предлагается признавать продукты, вообщем не содержащие органических компонентов. Отношение больших пищевых компаний к проекту закона «Об органическом сельском хозяйстве» «Ъ» узнать в пятницу не удалось: запросы в Danone, «Вимм-Билль-Данн», Eos остались без ответа.
Производители органики готовят возражения к новенькому тексту документа. «Законопроект не проходил согласование с проф обществом, отраслевыми союзами (ассоциациями), в документе отсутствует связь с настоящим положением дел в органическом сельском хозяйстве»,-- говорится в официальном отзыве Союза органического земледелия. В Минсельхозе сказали, что работа над проектом длится, и консультации будут вестись со всеми заинтересованными сторонами. На данной нам недельке должен состояться 1-ый раунд.
Светлана Ъ-Ментюкова